• 31 марта 2023

    Водород проблем

    Проект водородного завода на Сахалине сталкивается с технологическими и логистическими проблемами. Для его реализации к 2025 году нужно заменить значительную часть оборудования и разработать новые технологические решения. Отгрузки водорода с проектируемого завода на Сахалине планируют начать в конце 2025 года, наладив к этому моменту ежегодное производство в объеме 35 тыс. тонн в год, ориентированное на экспорт в Китай.

    После ухода французских партнеров и переориентации рынка сбыта компания столкнулась с технологическими проблемами, особенно в части логистики. Однако надеется их решить, не нарушая сроков реализации проекта. Ставка при этом делается на отечественных и китайских производителей. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», во время Х форума «Композиты без границ» рассказал директор проекта проектного офиса по водородной энергетике АО «Русатом Оверсиз» (дочерняя компания ГК «Росатом») Валентин Дьяков.

    Хорошо забытое старое

    По словам Дьякова, несмотря на уход западных партнеров из проекта по производству низкоуглеродного водорода на Сахалине, завод будет построен и сдан по графику: «Никакой задержки пока в проекте нет, как и нет определенного стоп-фактора. Поэтому мы рассчитываем, что в четвертом квартале 2025 года завод начнет отгрузку продукции, выпуская 100 тонн в сутки или 35 тыс. тонн в год. Проект не имеет аналогов в России. Когда он начинался, комплексные решения были предоставлены компанией Air Liqiud. Спустя год после ухода западного партнера, мы столкнулись с серьезными проблемами, однако на сегодня уже доказали на всех комиссиях технологическую реализуемость, причем без поддержки западных систем и технологий».

    Технологии производства водорода компания «Русатом Оверсиз» пока может заменить только опытными разработками 40-летней давности.

    «В данный момент на заводе более 60% комплектующих — российского производства. Это абсолютно реальные изделия с высокой степенью технической готовности.  Для технологической замены мы используем потенциал, который есть в самой госкорпорации «Росатом», в частности, наши партнеры — это компания «Атомэнергомаш». Также обращаемся к отечественному научно-техническому опыту прошлых лет. Например, система сжижения водорода, которую сегодня делают три-четыре страны в мире, была еще на комплексе «Буран» в 80-е. Сейчас есть и инженеры, и документация, есть небольшой сжижитель полностью российского производства на заводе имени Хруничева, — все это восстановимо и реализуемо. Есть программа ускоренного развития водородных технологий, и, несмотря на то, что трудностей много, они решаемы», — заверил Валентин Дьяков, заметив, что «вряд ли обойдется без помощи Востока, в том числе по решению задач параллельного импорта».


    Китай нам поможет?

    В результате нового курса международной политики завод, изначально ориентированный на экспорт продукции в высокотехнологичные страны АТР с повышенным спросом на низкоуглеродный водород, был вынужден искать новых партнеров. По той же причине Минэнерго в последней редакции комплексного плана урезало на треть экспортный прогноз РФ на 2030 год — до 1,4 млн тонн.

    «Сначала основной фокус был на Японии и Республике Корея, сейчас это — КНР. Мы ведем очень успешные переговоры с рядом китайских компаний, это крупнейшие энергетические и химические корпорации. Более того, планируем масштабирование проекта и увеличение производительности завода в будущем», — рассказал представитель «Русатом Оверсиз».

    Как известно, на последнем ВЭФ компанией был подписан ряд соглашений, в том числе с китайской компанией СЕЕС. К слову, КНР сегодня занимает позицию главного потребителя водорода в мире и в то же время одного из крупнейших производителей, что для некоторых экспертов служит аргументом в скептической оценке спроса на российский водород.

    По расчетам «Русатом Оверсиз», конкурентоспособность проекта основана на сырьевом преимуществе и низкой себестоимости. По словам Валентина Дьякова, благодаря технологии паровой конверсии метана, более рентабельной, чем электролиз из воды, а также благодаря относительно низкой цене газа в России и наличию большого количества природных ловушек для захоронения СО2, снижающих выбросы ниже 4 кг на 1 кг водорода, к 2030 году стоимость выпускаемого на Сахалине водорода будет составлять $1,7-2 за 1 кг, что соответствует целевым показателям Минэнерго.

    «Это хорошая себестоимость, которой мы легко достигнем. Для сравнения, в Китае сегодня это $6 за 1 кг», — уточнил Валентин Дьяков.

    Деньги, время и контейнеры

    Между тем к проблемным направлениям относится требующая развития технология катализа, задачи химического производства и материаловедения, в частности, выпуск хромированной стали для захоронения СО2, которую в России до недавнего момента не производили. А та, что начали выпускать, пока далека от нужных параметров: хром-13 вместо 22 или 17.

    «Для реализации программы ускоренного развития водородных технологий, наверное, потребуется больше усилий, времени и денег», — рассуждает эксперт, полагая, что «деньги даст коммерческий рынок», и в то же время, отмечая, что «во всем мире водород развивается благодаря государственным субсидиям».

    Кроме того, по его словам, одной из проблемных сторон бизнеса остается нормативное регулирование, которое изобилует пробелами в отношении всех стадий производства, начиная с добычи сырья и кончая поставкой готовой продукции.

    Есть серьезное технологическое ограничение и в части логистики. «Основные затраты здесь — в транспортировке. Какой бы метод доставки мы ни выбрали — компримированный водород в баллонах, которые выпускает наш партнер «Юматекс», или сжиженный криогенный водород в контейнерах, — это в любом случае дорого. Мы ориентируемся на перевозку в контейнерах, потому что они в три раза выгоднее баллонов, в 40-футовый контейнер вмещается 2,5 тонны жидкого водорода, а компримированного — 300 кг, и такая модель полностью соответствует логистическим технологиям в Китае», — пояснил корреспонденту ИАА «ПортНьюс» Валентин Дьяков. При этом он уточнил, что перевозки планируется выполнять на стандартных контейнеровозах.

    Основная проблема такой модели — отсутствие контейнеров. «Для обеспечения вывоза продукции с завода нужно несколько сотен контейнеров. Однако контейнеров для водорода в России нет. Для перевозки подходят контейнеры под гелий, но их на рынке мало, серийно никто не выпускает. Сейчас мы ведем переговоры со всеми криогенными производителями в России, а также с китайскими партнерами», — рассказал собеседник.

    «Русатом Оверсиз» пытается решить эту проблему, сотрудничая с технологичными российскими компаниями и рядом крупных производителей из дружественных стран. При этом, по прогнозам, компания к 2030 году достигнет показателя в транспортировке — $2 за 1 км, а общая цена водорода с учетом логистики составит $3-4 за 1 кг.

    Заметая карбоновый след

    По словам эксперта, сегодня в России производство водорода не имеет товарного характера, и он не поступает на внешние рынки: «В основном водород производят НПЗ для своих нужд, например, для гидрокрекинга нефти. По прогнозам Минэнерго, в России объемы внутреннего рынка низкоуглеродного водорода к 2025 году составят порядка 10-15 тыс. тонн. По нашим расчетам, в ближайшие годы отечественный рынок водорода ожидает взрывной рост, потому что все больше компаний заинтересованы в декарбонизации производства, которая возможна только с применением новых технологий. Одна из перспективных отраслей — металлургия, где прямое восстановление железа водородом позволяет получить сталь с очень низким карбоновым следом».
     
    По данным Международного энергетического агентства (IEA), в 2021 году общий спрос на водород в мире составил порядка 94 млн тонн, из которых порядка 1 млн тонн — водород с низким уровнем выбросов. Основные потребители: КНР (28 млн тонн), США и Ближний Восток (по 12 млн тонн), ЕС и Индия (по 8 млн тонн). Основные отрасли применения: химическая, нефтепереработка, металлургия и автотранспорт.

    Что до водного транспорта, то, по данным IEA (International Energy Agency), эта сфера пока остается во многом экспериментальной. В разработке около 110 проектов, в 2022 году в мире насчитывалось 66 заказов на постройку больших судов на аммиаке, пять заказов — на суда средних размеров на метаноле и три — на небольшие суда на водороде. К 2030 году, учитывая политические факторы, прогнозируется рост мирового спроса на водород до 115 млн тонн в год, при этом производство низкоуглеродного водорода может достичь 16-24 млн тонн, а более половины этого количества будет приходиться на электролизеры, работающие на возобновляемых источниках энергии. Львиная доля такого производства будет приходиться на ЕС, а производство из природного газа с улавливанием СО2 — на США.

    Мнение эксперта. 

    Строить суда, которые использовали бы водород в качестве топлива, пока не имеет смысла. Такое мнение в ходе VI конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы», которую медиа-группа «ПортНьюс» провела в Москве, высказал эксперт Института энергетических исследований РАН Дмитрий Грушевенко.

    «России следует с предельной осторожностью относится к инвестициям и государственному субсидированию водородной энергетики, есть риски что водородная энергетика, вокруг которой сейчас ведутся активные дискуссии так и останется одним из инструментов декарбонизации глобальной экономики, который не будет востребован в глобальном масштабе... Стоит делать ставку на СПГ, тем более, что здесь Россия обладает огромными возможностями, особенно когда у нас падают поставки газа на внешние рынки», — полагает ученый.

    Евгений Панкратьев.

Автор

Евгений Панкратьев

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен