Беларусь бронирует порты
Беларусь прорубила окно, но не в Европу. На фоне европейских санкций республика приступила к освоению российских портов, рассчитывая получить в свое распоряжение петербургский многопрофильный терминал «Порт Бронка», а также портовые мощности для перевалки своих грузов на севере и юге России.
Чего хотят белорусы?
Беларусь крайне заинтересована в транспортно-логистических возможностях России как для экспорта своих товаров, так и для торговли с Китаем, который становится одним из главных экономических партнеров страны.
«В 2023 году особое внимание следует уделить развитию перевозок через морские порты, продолжить работу по выстраиванию эффективных транспортно-логистических цепочек в восточном направлении, - заявил президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе заседания Совета министров 10 марта текущего года. - Нам нужны новые маршруты для расширения торговли, необходимо дальнейшее обновление транспортной инфраструктуры. - Совместно с российскими коллегами надо усилить работу по отмене разрешительной системы на все виды автоперевозок грузов и нерегулярных перевозок пассажиров. В течение 2023 года поручаю обеспечить доступ отечественных компаний к выполнению каботажных перевозок на территории России. Все, что нужно было от меня, сделано. Нужно несколько небольших шагов, и эта проблема будет решена».
Глава государства обратил внимание, что среди стран дальнего зарубежья главным стратегическим партнером Беларуси остается Китай. «Китай для нас сегодня - это точка опоры во всем огромном Азиатском регионе, - заявил Александр Лукашенко. - Готовность к сотрудничеству у китайцев колоссальная. По итогам недавнего визита в Пекин заключены почти 40 контрактов на $3,5 млрд».
Проблемы
Проблемы с логистикой вывоза товаров у Беларуси начались еще в 2020 году на фоне обострения отношений с сопредельными европейскими государствами. Уже тогда республика начала искать в России альтернативные порты для вывоза своей продукции.
Так, транспортировка белорусских нефтепродуктов через Эстонию оказалась заблокирована с февраля 2022 года. В результате нефтепродукты стали поставляться через Большой порт Санкт-Петербург в рамках межправительственного соглашения с Россией (в объеме до 10 млн тонн в год).
Сложнее обстоит дело с перевалкой калийных удобрений. Беларусь поставляла порядка 11 млн тонн удобрений в год через Прибалтику, в то время как Россия сама испытывает дефицит специализированных балкерных мощностей для перевалки удобрений. Так, по данным за 2022 год, Россия экспортировала порядка 1,5 млн тонн удобрений через порты прибалтийских государств. И хотя годом ранее эта цифра приближалась к 8 млн тонн и сократилась за счет возведения специализированных терминалов в порту Усть-Луга, «лишних» мощностей для 11 млн тонн белорусского калия в России по-прежнему нет.
Порт Бронка – панацея?
Как мы и предполагали, белорусские удобрения были «раскиданы» по разным терминалам, в том числе перегружались в биг-бэгах через петербургский терминал «Порт Бронка». В настоящее время готовится сделка по передаче данного терминала белорусским партнерам. Актив действительно очень привлекательный: терминал является современным, многопрофильным, способным работать как с контейнерными, так и с негабаритными грузами и колесной техникой. Выгодное расположение обеспечивает более короткий подходной путь для судов, чем к другим городским терминалам, а также прямой выход на Кольцевую автодорогу (с собственным съездом) и железнодорожную ветку. Более того, на терминале испытывались инновационные контейнеры для перегрузки сыпучих грузов с нижней выгрузкой, предназначенных для перевалки, в том числе, минеральных удобрений.
Как бы то ни было, терминал все-таки не является специализированным для работы с калийными удобрениями. В перспективе его, на наш взгляд, было бы целесообразнее использовать для перевозки контейнерных грузов из Китая (посредством deep-sea маршрутов), с которым Беларусь активно развивает сотрудничество, планируя создать зону свободной торговли и осуществления инвестиций уже в текущем году. На территории Беларуси действует индустриальный парк «Великий Камень», который был создан по межправительственному соглашению с Китаем в 2012 году (строительство было начато в 2014 году) и считается важным элементом китайской инициативы «Один пояс - один путь».
Это не означает, что часть белорусских грузов не может идти через порты Дальнего Востока, однако вопрос упирается в острый дефицит провозной способности Восточного полигона.
Другие возможности
Одним лишь «Портом Бронка» проблему перевалки 11 млн тонн калийных удобрений не решить. В настоящее время этот груз «раскидывается» по разным портам России. Так, Беларусь хочет нарастить перевалку своих грузов через порты Астраханской области до 850 тыс. тонн в год (по имеющимся данным, перевалка в прошлом году составляла порядка 35 тыс. тонн в месяц).
Однако для кардинального решения проблемы необходим специализированный глубоководный терминал. Рассматриваются различные варианты решения: строительство терминала в Приморске (Ленинградской области), в Мурманской области.
Если говорить о Приморске, то соответствующее предложение белорусам сделали год назад власти Ленинградской области. Данных о продвижении этого проекта у нас нет. Отметим, что на пути строительства терминала в данном месте могут встать экоактивисты: пример блокировки проекта по экологическим соображениям в Ленобласти уже есть – это проект зернового терминала в бухте Батарейная.
Что касается Мурманской области, то в феврале этого года данный регион посетила рабочая группа министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, которая обсудила с властями области возможности по строительству белорусского порта. Заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Наталья Александрович в ходе визита подчеркнула, что Беларусь видит необходимость в создании базовой морской инфраструктуры в Мурманске для белорусского грузопотока. Однако о каких-то конкретных параметрах и местонахождении потенциального терминала говорить пока рано. Скорее всего, речь идет о строительстве терминала на левом берегу Кольского залива, развитие которого происходит в рамках проекта по комплексному развитию Мурманского транспортного узла (МТУ).
На наш взгляд, белорусской стороне стоило бы подумать о вхождении в уже существующие проекты. Например, в упомянутом Приморске имеется проект по созданию многопрофильного портового комплекса «Приморский УПК», в рамках которого предусмотрено и создание терминала для перевалки минудобрений мощностью до 7 млн тонн с перспективой увеличения.
Как бы то ни было, появление собственного белорусского терминала в России – это вопрос нескольких лет. А пока российскому соседу придется грузить удобрения в биг-бэгах и «раскидывать» их небольшими партиями по разным российским портам. Приобретение же «Порта Бронка», безусловно, усилит логистические возможности Беларуси, особенно в сегменте контейнерных грузов.