• 17 февраля 2023

    Железная логистика: на пути к созданию умных портов

    Российский портовый бизнес довольно быстро оправился от санкционного шока и даже вышел в плюс, пускай и незначительный. Если за первые 8 месяцев 2021 года, по данным Росстата, грузооборот морских ворот РФ составил 552,9 млн тонн, то за аналогичный период минувшего года – вырос на 0,7%, до 553,3 млн тонн. Произошло это, не в последнюю очередь, за счет оперативной переориентации на Восток.

    На морские порты в России сегодня приходится до 80% внешнеторговых перевозок. И в сложившихся за последний год условиях транспортная логистика, сфера и без того сложная, вынуждена перестраиваться с феноменальной скоростью. Сегодня она заинтересована в цифровой трансформации едва ли не больше других отраслей.

    Порты высоких технологий

    За рубежом процесс цифровизации морских портов был запущен в 1993 году – с первым использованием беспилотных машин для обработки контейнеров в морской гавани Роттердама. Сегодня два полноценных умных кластера действуют в Китае – это контейнерный терминал Ocean Gate в Сямыне и порт в Шэньчжэне; на очереди – запуск третьего в Гуанчжоу, единая интеллектуальная система (ЕИС) которого свяжет все морские ворота КНР. Порты Сингапура и Малайзии используют большие данные в точках досмотра, с помощью облачной аналитики планируют маршруты судов в Гамбурге, а в Картахене интернет вещей прогнозирует сбои в работе оборудования. Как показывает опыт умных портов, цифровизация повышает объем и эффективность отгрузки товаров, сокращает время пребывания судов на стоянке, оптимизирует работу персонала и не только.

    Среди российских стивидоров автоматизация запустилась в 2000 х; в 2010 х она заметно ускорилась, и сегодня уже можно говорить о полноценной цифровизации, направленной на повышение эффективности работы. В декабре 2015 года был введен в опытную эксплуатацию комплекс программных средств (КПС) «Портал «Морской порт», который реализует технологию «Единое окно» и обеспечивает информационное взаимодействие между участниками трансграничных перевозок товаров, портовыми службами, таможенными и иными государственными контрольными органами. КПС до сих пор активно используется стивидорами и, например, по заявлению Администрации морских портов Балтийского моря в 2017 году, способствовал сокращению сроков совершения таможенных операций в «Большом порту Санкт-Петербург».

    «Контейнерный терминал «НУТЭП», «Новороссийский морской торговый порт», «Владивостокский контейнерный терминал» и «Первый контейнерный терминал» используют систему оперативного управления для управления персоналом и техникой в реальном времени. Это помогает компаниям повысить эффективность обработки контейнеров. Интересный проект по цифровизации начал реализовывать в 2018 году «Росморпорт»: заработал его Ситуационный центр, который следит за состоянием портовой инфраструктуры и флота в режиме реального времени. А в «Восточном порту» автоматизированное управление позволяет подавать, разгружать, отправлять вагоны на навалочный терминал в режиме, не требующем ручного управления.

    В порту Тамань, на навалочном терминале, компания «ОТЭКО» применяет систему производственного учета ILSAR, которая охватывает полный цикл движения груза с момента отправки в порт и до момента передачи в доставку клиенту. Помимо этого, в качестве единой точки контроля за разгрузкой вагонов, конвейерными лентами, стакер-реклаймерами и судопогрузочными машинами используется автоматическая система управления технологическими процессами (АСУ ТП). В апреле 2022 года ОТЭКО запустила проект по внедрению автоматической диспетчеризации железнодорожного транспорта (МДПС), которая с помощью датчиков на путях создает в реальном времени картину положения вагонов и локомотивов на ЖД в порту. Она позволяет сократить время на маневровую работу, выявлять простои вагонов и вагоноопрокидывателей, вести оперативную отчетность для анализа «узких мест» и отклонений от графика работы.

    Постепенно в работу портов внедряется концепция бережливого производства, которую дополняют возможности цифровизации – эту концепцию развивают, например, «Ростерминалуголь» в Усть-Луге и ОТЭКО в порту Тамань.

    Цифровые примеры

    Экономические и геополитические вызовы 2022 года стимулировали российских стивидоров включаться в создание собственных IT-решений особенно активно. К примеру, специалисты «Петербургского нефтяного терминала» (ПНТ) разработали математическую модель, которая на основе всех допустимых вариантов выбирает лучшее решение и оперативно корректирует ежемесячные логистические потоки на терминале.

    «Модель детальным образом описывает три направления работы терминала — логистику вагонов и автоцистерн, наполнение резервуаров и отгрузку топлива на танкеры, в конечном итоге суммируя данные и давая возможность определить уязвимые моменты процесса, рассказывал «ПортНьюс» системный архитектор ПНТ Владимир Петренко. – Расчет занимает несколько секунд, для этого достаточно офисного программного обеспечения MS Excel с подключением бесплатной надстройки OpenSolver, имеющей расширенный запас операционных возможностей».

    В конце года о разработке и выводе на рынок собственных цифровых решений для повышения эффективности морских терминалов объявила компания «ОТЭКО». Для решения этих задач создана специализированная IT-компания «ОТЭКО Диджитал» (в декабре включена в реестр аккредитованных организаций Минцифры). Специалисты компании разрабатывают новый продукт, основанный на использовании «озера данных» – массива первоначальных данных. Программный комплекс, название которому еще предстоит дать, централизует информацию из различных источников в единую платформу, где обрабатывает её и преобразует в ценные аналитические данные. На следующем этапе происходит формирование аналитических дашбордов – интерактивных информационных панелей, которые наглядно представляют, визуализируют, объясняют и анализируют данные. Перед компанией это открывает принципиально новые возможности планирования производственной деятельности.
        
    «Например, благодаря тому, что система позволяет накапливать и обрабатывать большие объемы статистических данных, можно заблаговременно выявлять возможные пики нагрузки на инфраструктуру: понять, когда именно к нам на терминалы прибудет больше железнодорожных составов, нежели обычно, или когда к причалам подойдет больше судов, чем бывает в среднем. На основе этих данных можно строить прогнозные модели, которые позволяют корректировать сменно-суточные планы, перенаправлять персонал и технику с одного участка на другой. А значит – растет эффективность работы терминалов в целом, – отмечает директор «ОТЭКО-Диджитал» Сергей Васильев. – Пока что программный комплекс используется внутри компании-разработчика, но во втором квартале 2023 года он будет выведен на открытый рынок как полноценный самостоятельный продукт. Это полностью готовое решение, которое после небольшой адаптации к конкретному терминалу можно внедрять».

    Помимо программного обеспечения для оптимизации управления терминалами в ОТЭКО разработали модульное решение для обеспечения работоспособности терминалов, включающее автоматизацию и бэк-офисных функций, и портовых операций – собственную Единую информационную  систему (ЕИС). «Благодаря нашей ЕИС мы можем обрабатывать на 30% вагонов больше, чем без использования этой системы – это экспертная оценка, сформированная на базе проведенной работы по автоматизации процессов в ЕИС и изменению объемов перевалки за последние три года. Данный показатель объективно указывает на необходимость цифровизации стивидорной деятельности», – говорит Васильев.

    Новая реальность

    По мнению главы информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, в России определенно формируется тренд на создание своего отечественного программного обеспечения во всех сферах экономики, в том числе и в морских портах.

    «У нас есть сегменты по IT-приложениям, такие как Госуслуги, по которым мы опережаем остальной мир. Но есть направления систем автоматизации и управления, где мы пока отстаем. Впрочем, с уходом зарубежных компаний, поставлявших свои программные комплексы в Россию, у нас появился запрос на собственные технологии», – говорит Кусков.

    Очевидно, данный запрос ускоряет и процесс цифровизации стивидорного бизнеса, в том числе – по направлению создания в России умных портов на основе отечественного ПО. Как отмечает Сергей Васильев, российские стивидоры уверенно сокращают цифровой разрыв с ведущими мировыми портами: «Как отрасль мы почти догнали мировых лидеров, и те решения, которые продвинутые стивидоры используют в своей работе, в России уже дорабатываются и внедряются».


Автор

Татьяна Вильде

tv@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен