Минприроды планирует завершить переоборудование двух научно-исследовательских судов (НИС) под круизы до конца 2024 года. Предположительный подрядчик – ПАО «Славянский судоремонтный завод». Эксперты оценивают весь проект в сумму около 0,5 млрд руб.
Первый круиз на борту НИС «Профессор Хромов» планируется в июне 2023 года. После переоборудования два НИС Росгидромета будут работать во фрахте на специально разработанных круизных маршрутах по десяти заповедным территориям Дальнего Востока. Вторым судном в новом круизном проекте станет НИС «Академик Шокальский». На зимний период прорабатывается возможность круизов по зарубежным акваториям. Такие планы озвучила пресс-служба Минприроды, отвечая на запрос ИАА «ПортНьюс».
По данным Минприроды, основные работы по ремонту, модернизации и дооборудованию предположительно будет производить ПАО «Славянский судоремонтный завод» (Приморский край). Однако по какому проекту будет произведено переоборудование, министерство не уточняет, объясняя, что переоборудование «ведется в соответствии с ремонтными ведомостями». Также не сообщается объем финансирования данных работ, отмечается только, что он определен «на основании ремонтных ведомостей», а его источники - федеральный бюджет.
Опрошенные ИАА «ПортНьюс» эксперты отмечают, что оба судна приписаны к морскому порту Владивосток. В связи с этим проводить ремонтные работы и освидетельствования судов целесообразно в данном регионе. Кроме того, Славянский судоремонтный завод располагает тремя плавучими доками грузоподъемностью от 8,5 тыс. тонн до 35,6 тыс. тонн.
НИСы «Академик Шокальский» и «Профессор Хромов» (проект 637) были построены по заказу Академии наук СССР (комитет по гидрометеорологии) в 1982 и 1983 годах на верфи Laivateollisuus Ab в городе Турку.
Работы по первому судну «Профессор Хромов» планируется завершить в первом квартале 2023-го года. Проведение модернизации НИС «Академик Шокальский» запланировано на 2024 год. «На судах будет выполнены регламентные ремонтные работы согласно требованиям Российского морского регистра судоходства (РС) в рамках освидетельствования судов на класс: доковый ремонт (корпус, винто-рулевой комплекс), ремонт главного и вспомогательного двигателей, трубопроводные работы, ремонт электромеханической части и автоматики, вспомогательных механизмов», - сообщили в Минприроды. В министерстве уточнили, что полная конструктивная модернизация судов не требуется, «все виды работ определены в соответствии с ремонтными ведомостями».
После переоборудования «комфортно разместиться на судне смогут 45 человек, помимо экипажа судна и обслуживающего персонала. Максимальное количество пассажиров - 56 человек. Спасательные шлюпки и плоты обеспечивают выполнение требований СОЛАС для 80 человек (максимальная вместимость с экипажем судна). Для комфортного размещения предусмотрены каюты люкс, полулюкс, одно- и двухместные каюты (в общей сложности 30 пассажирских кают различного класса), кают-компания, конференц-зал, комната отдыха, бар и сауна. Судно оборудовано прачечной и душевыми кабинами».
Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в АО «Нордик Инжиниринг», имеющем опыт модернизации научно-исследовательского флота, НИС «Профессор Хромов» - это небольшое экспедиционное судно ледового класса. В 2013 и 2019 годах судно уже полностью переоборудовали для комфортабельного размещения 50 пассажиров в каютах различного класса. «Академик Шокальский» прошел модернизацию в 1998 году, которая позволила разместить на судне 48 пассажиров. В настоящий момент оба судна имеют пассажирский класс. Суда в период эксплуатации до переоборудования выполняли экспедиционные рейсы.
По данным министерства, «в настоящий момент определен срок первого пассажирского рейса для судна «Профессор Хромов», он состоится в июне 2023-го года». Также сообщается, что оператором круизов выступает компания «Васта Дискавери». «Суда фрахтуются на продолжительный срок – рамочный договор рассчитан на 5 лет», - сообщает министерство.
О маршрутах, по которым будут ходить суда, известно следующее. На 2023 год разработан и утвержден ряд круизных маршрутов, предполагающих посещение десяти особо охраняемых природных территорий: Сихоте-Алинский заповедник, нацпарк «Земля леопарда», Дальневосточный морской заповедник, заповедник «Кедровая падь», Уссурийский заповедник, Курильский заповедник, национальный парк «Беренгия», заповедник «Остров Врангеля», Кроноцкий заповедник, заказник «Малые Курилы». Как отмечает министерство, разработка круизного маршрута – это комплексная работа, в которую включены Минприроды, конкретные заповедные территории и круизные операторы.
«Для выполнения указанных ремонтных работ разработка проектной документации не требуется, - пояснили в компании «Нордик Инжиниринг». - Она может потребоваться в случае проведения модернизационных работ».
По оценке АО «Нордик Инжиниринг», ориентировочная (экспертная) стоимость выполнения работ по переоборудованию НИС может составлять 100 – 250 млн. рублей за судно в зависимости от степени изношенности оборудования.
Рассказывая об условиях навигации, эксперты Минприроды сообщают, что «маршрут разрабатывается с учётом различных факторов: экономических, природно-климатических, возможности для туристов посетить сразу несколько мест. Оценивается также наличие инфраструктуры. Учитываются возможные погодные риски: если где-то у берегов частые шторма, то круизное судно просто не сможет туда зайти. Например, маршруты в Уссурийский заповедник и заповедник «Кедровая падь» выстроены туроператорами с учетом высадки пассажиров у берегов Дальневосточного морского заповедника, так как эти территории не имеют собственного выхода к морю».
В ближайшие два года Минприроды рассчитывает перевозить порядка 1200 пассажиров в летний сезон, а также организовать маршруты в южных широтах. «По результатам работы в летнем сезоне 2023-го года предполагается увеличить общее количество круизов в 2024-м году и включить в расписание второе судно - НИС «Академик Шокальский», - сообщают в ведомстве. «Исходя из вместимости каждого судна (до 50 пассажиров, при определенной комплектации кают), планируется довести загрузку до 600 человек для каждого судна на летний сезон, а также рассмотреть вопрос круглогодичной навигации с выходом в южные широты и проведением круизов в территориальных водах дружественных государств», - отвечают эксперты Минпроды.
Что касается стоимости круизов, то, по данным министерства, она будет различаться в зависимости от маршрута и категории кают. «На данный момент вопрос еще прорабатывается», - заявили в ведомстве.