Будет ли в Беломорске порт пяти морей?
Разработанный правительством Карелии и ЗАО «Беломорский порт» проект морского угольного порта в районе города Беломорск (Карелия) внесен в подпрограмму "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы. По мнению авторов проекта, новый порт способен обеспечить кратчайший выход регионов Урала, Казахстана Сибири, Китая в Северную Европу и обратно. Эксперты сомневаются в возможности реализовать столь масштабный проект в ближайшие годы.
Самая короткая дорога в Европу?
Порт с проектной мощностью на первом этапе 9 миллионов тонн грузов в год (8 из них – уголь), предполагается построить в районе города Беломорск на участке побережья Белого моря площадью в 36,5 гектар, на месте не функционирующего ныне рыбного порта. Стоимость работ оценивается в 9,5 миллиардов рублей, реализовать проект предполагается в рамках частно-государственного партнерства.
Согласно предварительному технико-экономическому обоснованию, строительство основного комплекса займет всего год, а за четыре года порт выйдет на проектную мощность. Тогда его доходы будут составлять более 1,5 миллиардов рублей ежегодно, и через 9 лет проект полностью окупится.
Строительство планируется вести в два этапа: в 2009-2011 возвести два причала для перевалки угля объемом до 8 миллионов тонн из Инты и Воркуты (республика Коми) и генеральных грузов объемом до 1 миллиона тонн. Затем, к 2015 году, за счет создания 480 метров причалов универсального комплекса, мощность должна возрасти до 15 миллионов тонн.
Для функционирования порта необходимы дноуглубительные работы объемом более 15 миллионов тонн грунта, строительство железнодорожных и автодорожных подходов. Как считают разработчики проекта, в результате дноуглубительных работ станет возможным принимать в порту суда дедвейтом до 30 000 тонн, а в перспективе – и до 70 000 тонн.
«Есть надежда, что строительство начнется уже во втором полугодии 2009», - отмечает министр экономического развития Карелии Михаил Юринов.
Перспективность будущего порта, уверены разработчики, определена его удачным географическим положением и транспортной доступностью. «Район обладает прямым и неограниченным выходом в северные моря и Атлантический океан. В дальнейшем Беломорский порт смог бы обеспечить кратчайший выход грузов из регионов Урала, Казахстана, Сибири, Китая в Северную Европу и обратно, поскольку водные пути соединяют город с пятью морями: Баренцевым, Белым, Каспийским, Азовским и Чёрным» (последние три – по системе внутренних судоходных водных путей РФ – примечание ИАА «ПортНьюс»), – уверен министр экономразвития Карелии.
«Проектируемый порт расположен в близости от важных транспортных узлов: железнодорожной станции Беломорск, автотрассы Петербург-Мурманск и Беломоро-Балтийского канала. Причем расстояние между портом и потенциальными поставщиками грузов в добывающих районах страны значительно меньше, чем у других портов Белого и Баренцева морей», - отмечает Юринов. В перспективе, со строительством дополнительной железнодорожной ветки Ледмозеро-Кочкома, соединяющей республику с железнодорожной сетью Финляндии, возможен будет прямой выход из Беломорска в Европу. Глава республики Карелия заявлял, что порт Беломорск должен войти в число приоритетных морских портов страны.
Сегодня все грузопотоки из Китая, Казахстана, Ирана в скандинавские страны в рамках "Северного транспортного коридора" и транспортного коридора "Север-Юг" проходят через район Беломорска. Но, к сожалению карелов, мимо.
Поскольку пока на месте проектируемого порта нет практически никакой инфраструктуры. С 80-х годов прошлого века здесь работал рыбный порт, с тех пор сохранились некоторые гидротехнические сооружения: оградительные молы, волноломы. В настоящее время в районе ведется только погрузка щебня, которая не требует развитой инфраструктуры. Территорию порта и ближайшую железнодорожную станцию разделяют три километра.
Проект находится на стадии согласований и поиска инвесторов. По утверждению Юринова, ЗАО "Беломорский порт" уже согласовало с руководством Октябрьской железной дороги вопросы восстановления железнодорожной ветки, ведущей к причалу. Готовится соглашение о взаимодействии по реализации проекта между ЗАО "Беломорский порт", ФГУ "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта" и ФГУП "Росморпорт".
По мнению экспертов, проект нужен региону, но крайне сложен в реализации. «Мурманский порт перегружен, мощностей по перевалке угля не хватает. Есть спрос на морскую перевалку еще 7-9 миллионов тонн угля, который мы не можем удовлетворить», - признает заместитель директора Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» Олег Стародубцев в беседе с корреспондентом ИАА «ПортНьюс».
По мнению экспертов «Евросиб-Логистики», Беломорский порт был бы также востребован для перевалки грузов Штокмановского месторождения и других нефтегазовых проектов, продукции лесопереработки.
Хотя есть и сомнения в актуальности нового порта на данной территории.
Как отмечает корреспонденту ИАА «ПортНьюс» начальник отдела продаж ЗАО «Евросиб-Логистика» Марат Ахматдинов, Беломорск потеряет свою значимость в случае реализации другого крупного транспортного проекта на Северо-Западе – развития Мурманского транспортного узла.
Кроме того, есть два серьезных ограничения: транспортная инфраструктура и финансирование в условиях экономической нестабильности. «Мне неизвестно о планах РЖД строить новые железнодорожные ветки в Карелии. И в связи с общим сокращением инвестпрограммы РЖД такие проекты маловероятны», - выражает сомнение аналитик инвесткомпании «Энергокапитал» Александр Игнатюк в беседе с корреспондентом «ПортНьюс».
Хотя Олег Стародубцев считает, что транспортная проблема все же не главная. «Пропускная способность Кандалакшской железной дороги около 15 миллионов тонн, она сейчас полностью не загружена», - отмечает он.
Эксперты сходятся во мнении, что главная проблема Беломорского порта –привлечение финансирования, поскольку проект может оказаться гораздо более затратным, чем это кажется сейчас.
«Белое море замерзает, и в зимнее время для доставки грузов потребуется ледокольная проводка – довольно дорогая операция для такого груза, как уголь», - замечает Марат Ахматдинов, начальник отдела продаж ЗАО «Евросиб-Логистика». «Создание водной инфраструктуры будет нелегкой задачей: потребуются крупные вложения в поддержание проходных глубин, строительство гидротехнических сооружений. А ведь уголь - это сравнительно «дешевый» груз, окупятся ли вложения?», - говорит Стародубцев.
«Смогут ли авторы проекта привлечь необходимые средства? В экономических условиях, какие были в России год назад, это было вполне возможно. Сейчас –маловероятно», - заключает Александр Игнатюк.
Мария Фаворская