Экспортная нефть подняла петербургский порт на позицию лидера
Грузооборот портового комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области по итогам 2004 года превысил 98 млн. тонн. Основная часть грузов пришлась на долю Большого порта Санкт-Петербург - более 51 млн. тонн. По мнению экспертов, этот факт позволил петербургскому порту занять лидирующую позицию среди всех российских портов по объему перевалки грузов.
Прирост за счет нефти
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург, объединяющий показатели по перевалке грузов 28 стивидорных компаний, за прошлый год возрос на 21,7% и составил 51,2 млн. тонн. В ФГУП «Росморпорт» отмечают, что увеличение грузооборота обусловлено в основном ростом объемов перевалки нефтепродуктов (26% от общего объема грузооборота порта), контейнерных грузов (около 18%) и угля (7%). Таким образом, по оценке экспертов агентства RBC, объем перевалки грузов в петербургском порту практически сравнялся с грузооборотом лидера прошлого года - порта города Новороссийск.
Основной прирост объемов перевалки грузов показали в прошлом году активно развивающиеся порты Ленинградской области. По-прежнему, максимальные темпы роста показывает нефтеналивной порт Приморск, который по итогам 2004 года увеличил свой грузооборот в 2,5 раза до 44,6 млн. тонн. Директор по планированию и организации производства ОАО «ЛенМорНИИПроект» Сергей Семенов придерживается мнения о том, что исключительно за счет Приморска порты Петербурга и Ленобласти смогли по итогам года показать столь высокие темпы роста. «Не надо обольщаться, - говорит он, - этот рост связан только с портом Приморск».
Открывшийся только в мае 2004 года нефтеналивной терминал НК «ЛУКОЙЛ» в Высоцке по итогам года обеспечил отгрузку более 1 млн. тонн нефтепродуктов. Руководство терминала в Высоцке прогнозирует, что порт выполнит запланированные показатели, и к концу 2005 года его грузооборот превысит 5 млн. тонн. В строящемся на юге Ленинградской области порту Усть-Луга в прошедшем году регулярного грузопотока не было. Порт обработал лишь 174 судна, его грузооборот не превысил 800 тыс. тонн. Эта цифра невелика, поскольку основные перегрузочные мощности Усть-Луги еще не введены в эксплуатацию.
Портовой конкуренции способствует ж.д.
Общие итоги работы российского портового комплекса на Балтике показывают, что в конкурентной борьбе с прибалтийскими портами Россия сегодня одержала победу. Это стало возможным во многом за счет установления специальных железнодорожных тарифов для грузоотправителей, направляющих свои вагоны в адрес российских портов. Еще в 2000 году было принято решение о том, что разница в тарифах на перевозку грузов по железной дороге к российским портам и к зарубежным будет составлять двукратную величину. Такое обстоятельство способствовало процветанию российских стивидоров, поскольку владельцы грузов имели материальные стимулы для предпочтения российских портов зарубежным. По мнению председателя Комитета по транзитно-транспортной политике Санкт-Петербурга Андрея Карпова, такие преференции, оказываемые российскими федеральными властями своим стивидорам, с момента вступления России в ВТО могут стать протекционными. «Нас заставят урегулировать тарифы, поэтому к такому повороту событий надо готовиться уже сейчас», - считает Карпов.
Видимо такого же мнения придерживается и руководство ОАО «Российские железные дороги», которое с 1 января 2005 года установило новые тарифы на перевозку грузов. Так грузоотправители, которые адресуют свои вагоны российским портам, должны платить за услуги железной дороги на 12,5% больше, в то время как тариф на перевозку грузов в адрес таможенных переходов сохранился на прежнем уровне. Это обстоятельство сократило разницу в тарифах на железнодорожную транспортировку грузов между нашими и зарубежными портами с 2 до 1,7 раза.
С вводом новых тарифов портовики опасаются, что конкурентоспособность российских портов снизится. Но в ОАО «РЖД» эти опасения не поддерживают. Заместитель начальника Октябрьской железной дороги по грузовой и коммерческой работе Олег Валинский отмечает, что в январе «разворота грузового потока в сторону Прибалтики не наблюдается». Сохранившая разница в тарифах, считает он, оставила достаточные преимущества российским портам перед прибалтийскими конкурентами. «Запас разницы по тарифам еще велик, поэтому рано говорить, что рост железнодорожных тарифов повлияет на конкуренцию российских портов в нынешнем году».
Транспортная безопасность России обеспечена
Как отметил исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» Геннадий Баталин на одном из круглых столов по проблемам конкурентоспособности российских портов, «за последние пять лет грузооборот российского портового комплекса значительно увеличился и достиг уровня, когда можно говорить о выполнении условий транспортной безопасности страны». Как известно, таким условием является прохождение более половины всех грузов государства через собственную портовую систему. По словам Баталина, на сегодняшний день более 75% российских грузов проходят через портовый комплекс.
Эксперты расходятся во мнении - сохранится ли эта тенденции в ближайшие годы. В государственном «Росморпорте» и в Минтрансе считают, что для продолжения роста портового грузооборота в России на сегодняшний день имеются все предпосылки. В то же время, представитель проектного института Сергей Семенов отмечает, что если в настоящее время не вкладывать средства в развитие действующей портовой инфраструктуры, то наши порты могут потерять свою конкурентоспособность, во всяком случае, на Балтике.