Новая крупнотоннажная верфь на острове Котлин (на нем расположен город Кронштадт), строительство которой анонсировала госкорпорация «Росатом» летом 2022 года, может получить один из первых заказов от ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП). Стороны обсуждают возможность постройки 16 универсальных сухогрузов-контейнеровозов и 8 буксиров. Новая судостроительная площадка, по данным PortNews, на первом этапе будет работать как распределенная верфь Балтийского завода, контроль над которым также может получить «Росатом».
Новая крупнотоннажная верфь на острове Котлин (на нем расположен город Кронштадт), строительство которой анонсировала госкорпорация «Росатом» летом 2022 года, может получить один из первых заказов от ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП). Стороны обсуждают возможность постройки 16 универсальных сухогрузов-контейнеровозов и 8 буксиров. Новая судостроительная площадка, по данным PortNews, на первом этапе будет работать как распределенная верфь Балтийского завода, контроль над которым также может получить «Росатом».
FESCO рассматривает возможность строительства собственного флота на новых российских верфях, компания предварительно обсуждает с Росатомом строительство 24 судов на новой верфи в Котлине. Об этом сообщили представители FESCO на расширенном заседании Межфракционной рабочей группы «Законодательная поддержка импортозамещения и создание рынков для отечественного бизнеса» в рамках конгрессной программы XXVI международного форума «Российский промышленник».
«У нас российских судов во флоте группы практически нет. Бизнес готов покупать суда. Мы уже декларировали с нашим партнером, «Росатомом», что мы будем заказывать суда на новой верфи в Котлине, которую строит госкорпорация. Мы им дали предварительный заказ, но верфь будет запущена не ранее 2025-2026 года», — заявил председатель совета директоров ПАО «ДВМП» Андрей Северилов.
«У нас практически принята программа модернизации, на основе которой мы собираемся строить суда. В программу включено около 16 универсальных сухогрузов-контейнеровозов и 8 буксиров. Мы готовы строить на территории Российской Федерации, если такая возможность будет нам предоставлена. Мы работаем близко с нашим стратегическим партнером «Росатомом». На площадях «Атомэнергомаша» мы готовы производить эти суда», — добавил вице-президент ПАО «ДВМП» по работе с регионами, земельным и имущественным отношениям Сергей Сидоров.
Как сообщал ранее PortNews, «Росатом» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) могут создать совместное предприятие на базе Балтийского завода. (входит в ОСК). Предполагается, что доли корпораций в новой структуре составят 51% и 49% соответственно.
Балтийский завод, лидер в сегменте атомного ледокольного судостроения России. Верфь сосредоточена на строительстве серии из пяти атомных ледоколов проекта 22220 для «Росатома». Кроме этого, «Росатом» планировал расширить линейку проекта двумя новыми судами.
Впервые о необходимости строительства новой верфи крупнотоннажного судостроения заявил генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев на совещании президента РФ Владимира Путина в августе 2022 года. Одна крупнотоннажная верфь уже строится в России консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк» на Дальнем Востоке — это судостроительный комплекс «Звезда». Основной портфель заказов этой верфи обеспечили «Роснефть», «Газпром» и
ФГУП «Росморпорт». После завершения модернизации на Северной верфи (Санкт-Петербург, окончание работ переносилось несколько раз, сейчас запланировано на 2024 год) завод также сможет принимать заказы на более крупные суда. Ранее глава ОСК Алексей Лихачев не исключал, что верфь может заняться строительством первого круизного лайнера в РФ.
«Эксперты, которых мы привлекали, и наши специалисты, наши партнёры приходят к выводу о необходимости строительства новой верфи крупнотоннажного судостроения, в том числе с историческими ограничениями Балтийского завода. Наиболее оправданным, на наш взгляд, представляется вариант совместного проекта «Росатома» и ОСК в лице в первую очередь Балтийского завода. Именно такой проект разработал Центр технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС) – государственный научный центр по судостроению», — заявлял Алексей Лихачев.
«Это крупнотоннажная верфь с обработкой на максимуме до 300 тысяч тонн металла, разделённый на несколько этапов проект. На первом этапе – модель распределённой верфи и крупноузловой сборки, специализирующейся на судах с ядерной энергетической установкой, судах ледового класса и плавучих атомных энергоблоках. Строительство возможно в три этапа. Амбициозная цель – первый этап крупноузловой сборки завершить за 38 месяцев», — добавлял он.
По оценкам
Минпромторга (цитата по РБК), инвестиции в строительство новой крупнотоннажной верфи на острове Котлин вблизи Кронштадта могут составить около 200 млрд руб.
В ЦТСС предполагают, что в первую очередь новая верфь будет реализовать нужды «Росатома», а уже потом потребности в крупнотоннажном судостроении.
«Консультации по созданию новой верфи на острове Котлин со специалистами «Росатома» проводятся достаточно давно. В первую очередь для реализации нужд «Росатома», потом раз верфь будет строится, то и дальше (будут покрываться – прим. ред.) потребности РФ в крупнотоннажном судостроении», — сообщил PortNews заместитель генерального директора по научно-производственной деятельности ЦТСС Юрий Габдрафиков.
По данным исследования «Судостроительная промышленность России» Infoline, на российских судостроительных предприятиях осуществлялось строительство около 600 судов и кораблей (по состоянию на I кв. 2022 года). Суммарный объем строящихся и законтрактованных кораблей и судов превышает 3,2 трлн руб., а совокупный тоннаж – более 7,4 млн тонн.
Несмотря на реализуемую с 2015 года политику локализации и импортозамещения в сфере СКО, на 2022 год уровень зависимости от импорта остается высоким: по определенным категориям доля импорта варьируется от 40% до 90%. В большей степени после введения новых санкций в феврале 2022 года под угрозой в
FESCO (головная компания группы — ПАО «ДВМП», контролирует Владивостокский морской торговый порт, флот включает 22 транспортных судна) рассматривает возможность строительства собственного флота на новых российских верфях, компания предварительно обсуждает с «Росатомом» строительство 24 судов на новой верфи в Котлине. Об этом сообщили представители FESCO на расширенном заседании Межфракционной рабочей группы «Законодательная поддержка импортозамещения и создание рынков для отечественного бизнеса» в рамках конгрессной программы XXVI Международного форума «Российский промышленник».
«У нас российских судов во флоте группы практически нет. Бизнес готов покупать суда. Мы уже декларировали с нашим партнером «Росатомом», что мы будем заказывать суда на новой верфи в Котлине, которую строит госкорпорация. Мы им дали предварительный заказ, но верфь будет запущена не ранее 2025-2026 года», — заявил председатель совета директоров ПАО «ДВМП» Андрей Северилов.
«Мы практически приняли программу модернизации, на основе которой мы собираемся строить суда. В программу включено около 16 универсальных сухогрузов-контейнеровозов и 8 буксиров. Мы готовы строить на территории Российской Федерации, если такая возможность будет нам предоставлена. Мы работаем близко с нашим стратегическим партнером «Росатомом». На площадях «Атомэнергомаша» мы готовы производить эти суда», — добавил вице-президент ПАО «ДВМП» по работе с регионами, земельным и имущественным отношениям Сергей Сидоров.
Как сообщал ранее PortNews, «Росатом» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) могут создать совместное предприятие на базе Балтийского завода (входит в ОСК). Предполагается, что доли корпораций в новой структуре составят 51% и 49% соответственно. Балтийский завод — лидер в сегменте атомного ледокольного судостроения России. Верфь сосредоточена на строительстве серии из пяти атомных ледоколов проекта 22220 для «Росатома». Кроме этого, «Росатом» планировал расширить линейку проекта двумя новыми судами.
Впервые о необходимости строительства новой верфи крупнотоннажного судостроения заявил генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев на совещании под председательством президента РФ Владимира Путина в августе 2022 года. Одна крупнотоннажная верфь уже строится в России консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк» на Дальнем Востоке — это судостроительный комплекс «Звезда». Основной портфель заказов этой верфи обеспечили «Роснефть», «Газпром» и ФГУП «Росморпорт». После завершения модернизации на Северной верфи (Санкт-Петербург, окончание работ переносилось несколько раз, сейчас запланировано на 2024 год) завод также сможет принимать заказы на более крупные суда. Ранее глава ОСК Алексей Рахманов не исключал, что верфь может заняться строительством первого круизного лайнера в РФ.
«Эксперты, которых мы привлекали, и наши специалисты, наши партнеры приходят к выводу о необходимости строительства новой верфи крупнотоннажного судостроения, в том числе с историческими ограничениями Балтийского завода. Наиболее оправданным, на наш взгляд, представляется вариант совместного проекта «Росатома» и ОСК в лице в первую очередь Балтийского завода. Именно такой проект разработал Центр технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС) – государственный научный центр по судостроению», — заявлял Алексей Лихачев.
«Это крупнотоннажная верфь с обработкой на максимуме до 300 тысяч тонн металла, разделенный на несколько этапов проект. На первом этапе – модель распределенной верфи и крупноузловой сборки, специализирующейся на судах с ядерной энергетической установкой, судах ледового класса и плавучих атомных энергоблоках. Строительство возможно в три этапа. Амбициозная цель – первый этап крупноузловой сборки завершить за 38 месяцев», — добавлял он.
По оценкам Минпромторга, которые приводит РБК, инвестиции в строительство новой крупнотоннажной верфи на острове Котлин вблизи Кронштадта могут составить около 200 млрд руб.
В ЦТСС предполагают, что в первую очередь новая верфь будет реализовывать нужды «Росатома», а уже потом потребности в крупнотоннажном судостроении.
«Консультации по созданию новой верфи на острове Котлин со специалистами «Росатома» проводятся достаточно давно. В первую очередь для реализации нужд «Росатома», потом раз верфь будет строиться, то и дальше (будут покрываться – прим. ред.) потребности РФ в крупнотоннажном судостроении», — сообщил PortNews заместитель генерального директора по научно-производственной деятельности ЦТСС Юрий Габдрафиков.
По данным исследования «Судостроительная промышленность России» Infoline, на российских судостроительных предприятиях осуществлялось строительство около 600 судов и кораблей (по состоянию на I кв. 2022 года). Суммарный объем строящихся и законтрактованных кораблей и судов превышает 3,2 трлн руб., а совокупный тоннаж – более 7,4 млн тонн.
Несмотря на реализуемую с 2015 года политику локализации и импортозамещения в сфере СКО, на 2022 год уровень зависимости от импорта остается высоким: по определенным категориям доля импорта варьируется от 40% до 90%. В большей степени после введения новых санкций в феврале 2022 года под угрозой выполнения оказываются крупнотоннажные наливные суда (76% суммарного тоннажа строящихся судов), рыболовные и краболовные (5%), пассажирские и научные суда в связи с высокой долей импортного оборудования и необходимостью перепроектирования судов под российское оборудование. Генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров убежден, что с учетом негативного влияния санкций неизбежен перенос сроков сдачи судов в среднем в пределах до 1 года при необходимости замены одного-двух ключевых компонентов или до 2-3 лет для крупных судов с высокой долей импортного оборудования, находящихся на начальных стадиях строительства.
Планы «Росатома» и ОСК по строительству новой крупнотоннажной верфи на базе
Балтзавода в целом логичны, если рассматривать их исключительно через призму бизнес-планов двух корпораций, однако в текущей экономической ситуации, и при наличии других производственных площадок, в строительство которых уже были вложены миллиардные инвестиции, новый проект мегаверфи может не снискать необходимой поддержки со стороны инвесторов, считает управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
«Учитывая длительный срок выполнения заказов на строительство судов, есть риски, что этот проект может иметь ряд сложностей. Полагаю, что и у ОСК, и у «Росатома» в портфеле достаточно не завершенных заказов, на которые приоритетнее направить имеющиеся средства, чем вкладывать их в новую верфь. Напомню, что данная отрасль требует регулярно дополнительных финансовых вложений по части развития НИОКР для СКО, а в новых реалиях еще и по части субсидирования параллельного импорта, от чего напрямую зависит качество текущего производства. Соответственно, перспективы проекта на текущем этапе могут быть сомнительны», — отмечает эксперт.
Глава консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что России нужен проект новой крупнотоннажной верфи.
«Задача строительства новой верфи определена необходимостью создания собственного крупнотоннажного флота, строительство которого на действующих верфях очень ограничено. К сожалению, до сих пор не определено — под какие задачи, транспортные проекты и судоходные линии и сколько необходимо судов: каких типов, какого дедвейта, ледовых классов и так далее. Озвучиваемое общее количество судов ясности не несет. Необходимо определить реальную потребность в крупнотоннажных судах, в первую очередь – контейнеровозах, балкерах и танкерах», — отмечает он.
По сути, крупные суда может строить только загруженный на ближайшие годы ДЦСС «Звезда», другие верфи опыта строительства крупнотоннажных судов не имеют, а также в основном не имеют технической возможности. Создание кластера строительства крупнотоннажного флота на Балтике с верфью на острове Котлин обосновано по целому ряду соображений https://portnews.ru/comments/3256/. На новой верфи, заточенной на крупнотоннажное строительство, вряд ли будет целесообразно размещать заказы на строительство судов меньших размерений — буксиров, судов обеспечения и других, с чем могут справиться и действующие верфи.
Однако создание верфи потребует решения целого ряда задач: формирования кадров (по аналогии с ДЦСС «Звезда» — это более 7 тыс. человек), поставки оборудования для металлообработки. Кроме этого, остров Котлина удален от Санкт-Петербурга, что потребует создания социальной инфраструктуры для работников — от строительство жилья до поликлиник и школ.
Планы «Росатома» и ОСК по строительству новой крупнотоннажной верфи на базе Балтзавода в целом логичны, если рассматривать их исключительно через призму бизнес-планов двух корпораций, однако в текущей экономической ситуации, и при наличии других производственных площадок, в строительство которых уже были вложены миллиардные инвестиции, новый проект мегаверфи может не снискать необходимой поддержки со стороны инвесторов, считает управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
«Учитывая длительный срок выполнения заказов на строительство судов, есть риски, что этот проект может иметь ряд сложностей. Полагаю, что и у ОСК, и у «Росатома» в портфеле достаточно не завершенных заказов, на которые приоритетнее направить имеющиеся средства, чем вкладывать их в новую верфь. Напомню, что данная отрасль требует регулярно дополнительных финансовых вложений по части развития НИОКР для СКО, а в новых реалиях еще и по части субсидирования параллельного импорта, от чего напрямую зависит качество текущего производства. Соответственно, перспективы проекта на текущем этапе могут быть сомнительны», — отмечает эксперт.
Глава консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что России нужен проект новой крупнотоннажной верфи.
«Задача строительства новой верфи определена необходимостью создания собственного крупнотоннажного флота, строительство которого на действующих верфях очень ограничено. К сожалению, до сих пор не определено — под какие задачи, транспортные проекты и судоходные линии и сколько необходимо судов: каких типов, какого дедвейта, ледовых классов и так далее. Озвучиваемое общее количество судов ясности не несет. Необходимо определить реальную потребность в крупнотоннажных судах, в первую очередь – контейнеровозах, балкерах и танкерах», — отмечает он.
По сути, крупные суда может строить только загруженный на ближайшие годы ДЦСС «Звезда», другие верфи опыта строительства крупнотоннажных судов не имеют, а также в основном не имеют технической возможности, добавляет эксперт. Создание кластера строительства крупнотоннажного флота на Балтике с верфью на острове Котлин обосновано по целому ряду соображений. На новой верфи, заточенной на крупнотоннажное строительство, вряд ли будет целесообразно размещать заказы на строительство судов меньших размерений — буксиров, судов обеспечения и других, с чем могут справиться и действующие верфи.
Однако создание верфи потребует решения целого ряда задач: формирования кадров (по аналогии с ДЦСС «Звезда» — это более 7 тыс. человек), поставки оборудования для металлообработки. Кроме этого, остров Котлина удален от Санкт-Петербурга, что потребует создания социальной инфраструктуры для работников — от строительство жилья до поликлиник и школ, заключает Михаил Григорьев.
Несмотря на реализуемую с 2015 года политику локализации и импортозамещения в сфере СКО, на 2022 год уровень зависимости от импорта остается высоким: по определенным категориям доля импорта варьируется от 40% до 90%. В большей степени после введения новых санкций в феврале 2022 года под угрозой выполнения оказываются крупнотоннажные наливные суда (76% суммарного тоннажа строящихся судов), рыболовные и краболовные (5%), пассажирские и научные суда, в связи с высокой долей импортного оборудования и необходимостью перепроектирования судов под российское оборудование. Генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров убежден, что с учетом негативного влияния санкций неизбежен перенос сроков сдачи судов в среднем в пределах до 1 года при необходимости замены одного-двух ключевых компонентов или до 2-3 лет для крупных судов с высокой долей импортного оборудования, находящихся на начальных стадия строительства. Несмотря на реализуемую с 2015 года политику локализации и импортозамещения в сфере СКО, на 2022 год уровень зависимости от импорта остается высоким: по определенным категориям доля импорта варьируется от 40% до 90%. В большей степени после введения новых санкций в феврале 2022 года под угрозой выполнения оказываются крупнотоннажные наливные суда (76% суммарного тоннажа строящихся судов), рыболовные и краболовные (5%), пассажирские и научные суда, в связи с высокой долей импортного оборудования и необходимостью перепроектирования судов под российское оборудование. Генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров убежден, что с учетом негативного влияния санкций неизбежен перенос сроков сдачи судов в среднем в пределах до 1 года при необходимости замены одного-двух ключевых компонентов или до 2-3 лет для крупных судов с высокой долей импортного оборудования, находящихся на начальных стадия строительства.