Сатоши Инуэ: “Без высокоразвитого портового сектора Россия не сможет развиваться”
Около 60% всех морских торговых грузов и 90% контейнерных грузов на сегодняшний день перегружаются в портах, входящих в Международную ассоциацию портов (IAPH). О деятельности Ассоциации и ее взаимодействии с российской АСОП агентству “ПортНьюс” рассказал генеральный секретарь Международной ассоциации портов и гаваней Сатоши Инуэ.
- Господин Инуэ, как мировой финансовый кризис повлиял на состояние судоходной отрасли и портового бизнеса?
- Конечно, мировой кризис влияет на мировую торговлю в целом. В конце 90-х, например, мировая экономика стала свидетелем того, как кризис в Азии быстро распространился по всему миру. Около трех-четырех лет ушло на то, чтобы вернуться к нормальной работе. Я думаю, мировая экономика сейчас достаточно сильна, чтобы вернуться к нормальным темпам развития и в этот раз.
- Какие страны Вы могли бы отметить как наиболее динамично развивающиеся в плане портовой деятельности? Какие государства предоставляют наиболее благоприятный законодательный режим для работы портов?
- Этот вопрос надо рассматривать с различных точек зрения. Говоря о темпах развития, все согласятся, что лидером является Китай, тогда как уровень модернизации и качества услуг наиболее высокий в северной Европе, где сегодня лидируют Нидерланды, Бельгия и Германия.
Что касается законодательства, большинство стран сегодня действительно стараются содействовать развитию своих портов. Многие политические лидеры во многих странах осознают, насколько важны порты для развития, хотя я не могу конкретно выделить какие-то страны.
- Как Вы оцениваете работу российских портов? Каковы “минусы” и “плюсы” российского портового сектора?
- Очевидно, что российская экономика в целом достаточно сильна для будущего развития. Подобно любой другой стране, в России есть ряд проблем, но тем не менее, состояние экономики позволяет с ними справиться. В то же время, не обладая высоко развитым портовым сектором, Россия не сможет развиваться в будущем. В этом отношении, я хотел бы отметить преимущества географического положения страны. С одной стороны, Россия соседствует с такими быстро развивающимися экономиками как Китай, Индия и Гонконг. С другой стороны РФ соседствует со зрелыми экономиками Европы и США. Для России очень выгодно то, что она находится между ними.
Поэтому общая экономическая ситуация в стране и географическое положение благоприятны для развития транспортной промышленности России в целом. Но, конечно, российским портам, как и любым крупным портам мира, необходима модернизация для соответствия определенному уровню мировых стандартов. Без этого, даже при наличии преимуществ, которых нет у других стран, Россия не сможет реализовать свой потенциал.
- Как за рубежом относятся к инвестиционным проектам в портах России? С какими проблемами сталкиваются зарубежные инвесторы?
- Многие представители мировой промышленности заинтересованы в расширении своего бизнеса, в том числе и в России. Я уверен, что благодаря сегодняшней правительственной системе, ваша страна становится все более открытой миру. Что касается инвестиционных проектов, возможно, существуют некоторые проблемы, связанные с недостатком квалификации, но год от года ситуация улучшается.
- Как Международная Ассоциация Портов и Гаваней взаимодействует с Ассоциацией Морских Портов России? Насколько тесно это сотрудничество?
- В 60-е – 70-е годы между Международной Ассоциацией Портов и Гаваней и Ассоциацией Морских Портов России были очень тесные связи. Однако позднее вплоть до недавнего времени эти связи были утрачены. Я полагаю, это произошло в период реорганизации российского портового сектора, когда исчезли каналы сотрудничества между двумя организациями. Поэтому я был очень рад получить приглашение от Президента АСОП. Теперь у нас есть возможность обсудить пути восстановления сотрудничества между нашими организациями. Например, недавно мы выпустили своего рода справочник со списком всех портов Китая. Впервые информация об общей портовой системе страны с указанием профиля каждого порта была издана на английском языке. Было бы хорошо иметь такое издание и о Российских портах. Для российской Ассоциации сегодня важно подумать о том, как люди за пределами страны могут больше узнать о российских портах и промышленности в целом. Это способствовало бы устранению барьеров между различными экономиками, если таковые имеются. Это лишь один из путей возможного сотрудничества между нашими организациями.
Кроме того, в Международной Ассоциации Портов и Гаваней работают несколько Технических Комитетов, деятельность которых направлена на решение вопросов в области охраны окружающей среды, долгосрочного планирования, применения информационных технологий и законодательства. Комитеты высказывают общую позицию мирового портового сообщества в отношении определенных вопросов, например, в ООН. Представители АСОП могли бы участвовать в деятельности Комитетов. Мы считаем, что мнение портового сообщества должно быть услышано на высоком уровне.
Справка
Международная ассоциация портов (IAPH) объединяет 230 портов из 90 стран, которые сотрудничают между собой в различных сферах, а так же 100 ассоциированных организаций, представляющих судоходную индустрию.
Беседовала Юлия Виноградова