• 15 ноября 2022

    Из порта Беларусь не выкинешь


    Белоруссия, лишившись возможностей для перевалки своих грузов через порты прибалтийских государств, переориентировала свой грузопоток на порты России. По данным  «ПортНьюс», нефтепродукты идут через Большой порт Санкт-Петербург, а удобрения, как и ожидалось, «раскидываются» по портам в самых разных морских бассейнах. Такая логистика, впрочем, снижает конкурентоспособность белорусского экспорта.

    Белоруссия продолжает переориентацию экспортных грузов в порты России в связи с невозможностью использования прежних схем перегрузки в портах Прибалтики. В основном речь идет о перевалке нефтепродуктов в объеме порядка 10 млн тонн в 2022-2023 годах и калийных удобрений в объеме порядка 11 млн тонн в год. Помимо этого, Белоруссия заинтересована в перевалке колесной техники, пиломатериалов, бумаги, различных химических грузов.

    По данным «ПортНьюс», перевалка белорусских нефтепродуктов в настоящее время продолжается через Большой порт Санкт-Петербург и порт Усть-Луга в рамках заключенного в конце прошлого года межправительственного соглашения. Ранее нефтепродукты из Белоруссии перегружались через Эстонию, однако в феврале 2022 года эта прибалтийская страна ввела запрет на прием белорусских нефтепродуктов.

    Гораздо сложнее ситуация с транзитом калийных удобрений. Россия сама испытывает дефицит специализированных мощностей для перевалки минудобрений (по оценкам «ПортНьюс», в 2021 году этот дефицит достигал 8 млн тонн в год), а строительство и проектирование терминала «с нуля» займет годы. Поэтому ранее мы предполагали, что белорусские удобрения, скорее всего, придется «раскидывать» относительно мелкими партиями по разным российским портам, и, по имеющимся у нас сведениям, это именно так и происходит.

    Так, по данным «ПортНьюс», белорусские удобрения перегружаются в биг-бэгах через  морской многофункциональный перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» под Санкт-Петербургом, который преимущественно ориентирован на работу с контейнерами. Напомним, что в июне 2022 года в ходе посещения Санкт-Петербурга президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что в районе Бронка-Ломоносов будет построен отдельный порт для грузов из его страны.

    «Мы уже потихоньку начинаем грузить минеральные удобрения. Я думаю, что там (в Бронке — Ред.) будет самый мощный порт. Даже, может быть, нам его не хватит. Но, как мы договорились, там будет видно, если надо будет расширяться», — сказал тогда Александр Лукашенко.

    Достоверных данных о том, сколько белорусских удобрений перегружено в биг-бэгах через Бронку, пока нет. Как и нет данных о реальном начале строительства некоего отдельного терминала для белорусских грузов.

    Помимо Балтики, заявлено и о планах строительства терминала в Мурманской области на западном берегу Кольского залива. Новый терминал должен иметь мощность в 5-7 млн тонн в год, соответствующее соглашение было подписано в сентябре 2022 года между Белоруссией и Мурманской областью.

    «Этот вопрос вышел на повестку год назад, когда появились заявления о возможных ограничениях перевалки через балтийские порты. Тогда с коллегами начали обсуждать возможности нашего города, после детальной проработки нескольких вариантов принято итоговое решение. В том числе политическое решение со стороны Беларуси. И наша задача – оперативно перевести это все в практическую реализацию», – прокомментировал соглашение губернатор региона Андрей Чибис.

    Белорусские грузы должны идти и южным маршрутом. Так, Белоруссия заявила о планах по транспортировке до 850 тыс. тонн различных грузов через Астраханскую область к 2024 году.

    «Результат сотрудничества измеряется в конкретных цифрах товарооборота и перевалки белорусских грузов. Буквально за четыре месяца мы с нуля вышли за 90 тыс. тонн и имеем планы нарастить объем перевалки до 650 тыс. тонн, а в 2024 году  – и до 850 тыс. тонн», – сказал премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко в ходе встречи с губернатором области Игорем Бабушкиным.

    По словам последнего, через регион идет отправка по долгосрочным контрактам грузов из Беларуси в Иран, Ирак и Объединенные Арабские Эмираты. Это пиломатериалы, бумага, техника «Белаза», химические изделия и удобрения. В настоящее время через порт Астрахань перегружается порядка 35-40 тыс. тонн белорусских грузов в месяц, а к концу 2022 года планируется достичь общего объема перевалки более 200 тыс. тонн.

    Обращены взоры белорусских логистов и на порты Дальневосточного морского бассейна России, позволяющие обеспечить прямой выход на рынки стран азиатско-тихоокеанского региона.

    Впрочем, во всем этом «разбрасывании» груза по разным российским портам есть свои минусы. Во-первых, перегрузка удобрений в биг-бэгах — занятие недешевое и не может полноценно заменить специализированный балкерный терминал.

    Во-вторых, логистика через Мурманск выглядит, мягко говоря, блекло в сравнении с логистикой через Прибалтику: груз нужно довезти до Мурманска по железной дороге (пропускная способность которой не безгранична) на большом транспортном плече, а затем транспортировать в обход Северной Европы по северным морям.

    В-третьих, транспортный коридор «Север-Юг» также не идеален и ограничен как пропускной способностью портовой инфраструктуры, так и иранских железных дорог.

    В-четвертых, путь на Дальний Восток наталкивается на острый дефицит провозной способности Восточного железнодорожного полигона.

    Тем не менее, все эти издержки, во всяком случае пока, компенсируются высокими ценами на химудобрения в мире. Так, индекс цен на удобрения в настоящее время почти в три раза выше уровня начала 2021 года. Даже если в долгосрочной перспективе цены вернутся на уровни 2020 года, к тому времени у Белоруссии будет шанс завершить строительство в России специализированных терминалов, а у самой России — расширить провозную способность железных дорог. Хотя логистика через Прибалтику чисто экономически все равно была бы дешевле.

    Сабрина Мукфи.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен