Белоруссия, лишившись возможностей для перевалки своих грузов через порты прибалтийских государств, переориентировала свой грузопоток на порты России. По данным «ПортНьюс», нефтепродукты идут через Большой порт Санкт-Петербург, а удобрения, как и ожидалось, «раскидываются» по портам в самых разных морских бассейнах. Такая логистика, впрочем, снижает конкурентоспособность белорусского экспорта.
Белоруссия продолжает переориентацию экспортных грузов в порты России в связи с невозможностью использования прежних схем перегрузки в портах Прибалтики. В основном речь идет о перевалке нефтепродуктов в объеме порядка 10 млн тонн в 2022-2023 годах и калийных удобрений в объеме порядка 11 млн тонн в год. Помимо этого, Белоруссия заинтересована в перевалке колесной техники, пиломатериалов, бумаги, различных химических грузов.
По данным «ПортНьюс», перевалка белорусских нефтепродуктов в настоящее время продолжается через Большой порт Санкт-Петербург и порт Усть-Луга в рамках заключенного в конце прошлого года межправительственного соглашения. Ранее нефтепродукты из Белоруссии перегружались через Эстонию, однако в феврале 2022 года эта прибалтийская страна ввела запрет на прием белорусских нефтепродуктов.
Гораздо сложнее ситуация с транзитом калийных удобрений. Россия сама испытывает дефицит специализированных мощностей для перевалки минудобрений (по оценкам «ПортНьюс», в 2021 году этот дефицит достигал 8 млн тонн в год), а строительство и проектирование терминала «с нуля» займет годы. Поэтому ранее мы предполагали, что белорусские удобрения, скорее всего, придется «раскидывать» относительно мелкими партиями по разным российским портам, и, по имеющимся у нас сведениям, это именно так и происходит.
Так, по данным «ПортНьюс», белорусские удобрения перегружаются в биг-бэгах через морской многофункциональный перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» под Санкт-Петербургом, который преимущественно ориентирован на работу с контейнерами. Напомним, что в июне 2022 года в ходе посещения Санкт-Петербурга президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что в районе Бронка-Ломоносов будет построен отдельный порт для грузов из его страны.
«Мы уже потихоньку начинаем грузить минеральные удобрения. Я думаю, что там (в Бронке — Ред.) будет самый мощный порт. Даже, может быть, нам его не хватит. Но, как мы договорились, там будет видно, если надо будет расширяться», — сказал тогда Александр Лукашенко.
Достоверных данных о том, сколько белорусских удобрений перегружено в биг-бэгах через Бронку, пока нет. Как и нет данных о реальном начале строительства некоего отдельного терминала для белорусских грузов.
Помимо Балтики, заявлено и о планах строительства терминала в Мурманской области на западном берегу Кольского залива. Новый терминал должен иметь мощность в 5-7 млн тонн в год, соответствующее соглашение было подписано в сентябре 2022 года между Белоруссией и Мурманской областью.
«Этот вопрос вышел на повестку год назад, когда появились заявления о возможных ограничениях перевалки через балтийские порты. Тогда с коллегами начали обсуждать возможности нашего города, после детальной проработки нескольких вариантов принято итоговое решение. В том числе политическое решение со стороны Беларуси. И наша задача – оперативно перевести это все в практическую реализацию», – прокомментировал соглашение губернатор региона Андрей Чибис.
Белорусские грузы должны идти и южным маршрутом. Так, Белоруссия заявила о планах по транспортировке до 850 тыс. тонн различных грузов через Астраханскую область к 2024 году.
«Результат сотрудничества измеряется в конкретных цифрах товарооборота и перевалки белорусских грузов. Буквально за четыре месяца мы с нуля вышли за 90 тыс. тонн и имеем планы нарастить объем перевалки до 650 тыс. тонн, а в 2024 году – и до 850 тыс. тонн», – сказал премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко в ходе встречи с губернатором области Игорем Бабушкиным.
По словам последнего, через регион идет отправка по долгосрочным контрактам грузов из Беларуси в Иран, Ирак и Объединенные Арабские Эмираты. Это пиломатериалы, бумага, техника «Белаза», химические изделия и удобрения. В настоящее время через порт Астрахань перегружается порядка 35-40 тыс. тонн белорусских грузов в месяц, а к концу 2022 года планируется достичь общего объема перевалки более 200 тыс. тонн.
Обращены взоры белорусских логистов и на порты Дальневосточного морского бассейна России, позволяющие обеспечить прямой выход на рынки стран азиатско-тихоокеанского региона.
Впрочем, во всем этом «разбрасывании» груза по разным российским портам есть свои минусы. Во-первых, перегрузка удобрений в биг-бэгах — занятие недешевое и не может полноценно заменить специализированный балкерный терминал.
Во-вторых, логистика через Мурманск выглядит, мягко говоря, блекло в сравнении с логистикой через Прибалтику: груз нужно довезти до Мурманска по железной дороге (пропускная способность которой не безгранична) на большом транспортном плече, а затем транспортировать в обход Северной Европы по северным морям.
В-третьих, транспортный коридор «Север-Юг» также не идеален и ограничен как пропускной способностью портовой инфраструктуры, так и иранских железных дорог.
В-четвертых, путь на Дальний Восток наталкивается на острый дефицит провозной способности Восточного железнодорожного полигона.
Тем не менее, все эти издержки, во всяком случае пока, компенсируются высокими ценами на химудобрения в мире. Так, индекс цен на удобрения в настоящее время почти в три раза выше уровня начала 2021 года. Даже если в долгосрочной перспективе цены вернутся на уровни 2020 года, к тому времени у Белоруссии будет шанс завершить строительство в России специализированных терминалов, а у самой России — расширить провозную способность железных дорог. Хотя логистика через Прибалтику чисто экономически все равно была бы дешевле.
Сабрина Мукфи.