Западные ворота России остаются востребованными для экспорта угля, несмотря на введение в августе эмбарго со стороны ЕС. Погрузка экспортного угля в адрес портов Северо-Запада за 30 дней октября выросла на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 4,6 млн тонн, сообщили PortNews в РЖД. Отчасти, отмечает брокер Gibson, это может быть связано с ослаблением санкционного давления для судоходных компаний ЕС, которым разрешено продолжать транспортировать российский уголь в третьи страны. Аналитики полагают, что основным фактором стала высокая загрузка Восточного полигона.
Погрузка экспортного угля в адрес портов Северо-Запада за 30 дней октября выросла на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 4,6 млн тонн, сообщили в ответ на запрос PortNews в ОАО «РЖД». Данные об экспорте угля по всем бассейнам РФ еще не опубликованы.
Ранее аналитики BIMCO отмечали, что экспорт угля из России за 9 месяцев снизился по сравнению с январем-сентябрем 2021 года на 7%. По данным PortNews, за 9 месяцев 2022 года экспорт угля и кокса из портов РФ сократился менее чем на 3% - до 150,3 млн тонн.
Дальневосточный бассейн, на который традиционно приходилась большая часть отправок экспортного угля, сократил перевалку на 2,8% - до 79,6 млн тонн (основные терминалы региона — АО «Восточный порт», АО «Дальтрансуголь», АО «ВТУ», АО «Находкинский МТП», ООО «Порт Вера», АО «Торговый порт Посьет» и ПАО «Владивостокский морской торговый порт»). Азово-Черноморский бассейн за этот период увеличил отгрузки угля на 26,7% - до 30,8 млн тонн (ООО «ОТЭКО-Портсервис», АО «Туапсинский МТП»). Балтийский бассейн сократил отгрузки на 21% - до 28,8 млн тонн (АО «Ростерминалуголь», ООО «Новые коммунальные технологии», ООО «Порт Высоцкий»).
Одним из главных факторов роста отгрузки через порты Северо-Запада остается высокая загрузка Восточного полигона, не позволяющего обработать все заявки угольщиков, считает заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. Кроме этого, на фоне сохраняющихся относительно высоких цен и предлагаемых российскими угольщиками дисконтов восстанавливается внешний спрос на российский уголь. «Заметно выросли отгрузки в Турцию, страны Северной Африки, Индию, часть этих потоков идет через балтийские порты», — отмечает он.
Порты Ленинградской области, добавляет эксперт, сохраняют привлекательность благодаря сбалансированной тарифной политике, перенаправлению потоков из стран Балтии и перегруженности Восточного полигона, ставшего сейчас основным направлением для транспортировки контейнеров.
С февраля 2022 года от импорта российского угля отказались США, с апреля ‒ Австралия, с августа – страны ЕС. Великобритания планирует прекратить закупки до конца 2022 года. Япония и Южная Корея сообщили о планах по постепенному снижению потребления. При этом Россия занимает второе место по запасам угля в мире, шестое - по добыче, а также наряду с Индонезией и Австралией входит в тройку поставщиков-лидеров – доля совокупного экспорта этих трех стран составляет более 80 %.
В сентябре ЕС выпустил разъяснения в отношении августовского эмбарго. Согласно им, судоходным компаниям ЕС разрешено продолжать транспортировать российский уголь в третьи страны и оказывать финансовое сопровождение транспортировке угля, в том числе страхование судна. С 5 декабря вступает в силу эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты (США намерены разрешить сделки с грузом до 19 января 2023 года). Впрочем, полагают в Gibson Shipbrokers, если ценовой потолок на стоимость нефти не будет введен, судоходным компаниям ЕС также может быть разрешено продолжать транспортировать российскую нефть в третьи страны, как это было в случае с экспортом российского угля.
В 2022 году Китай остается крупнейшим покупателем российского угля с долей в 22,6% от общего объема импорта Китая. Несмотря на то, что объемы импорта угля в Китай в этом году сократились на 25,7%, импорт из России вырос на 3,5%, в основном из-за снижения цены. За 8 месяцев 2022 года Индия также увеличила импорт российского угля в 2,2 раза ‒ до 4,37 млн тонн, сообщали ранее PortNews в НКР.
По итогам 2022 года Минэкономразвития ожидает снижения добычи на 20 млн тонн по сравнению с 2021 годом, в основном из-за сокращения экспорта. В Институте энергетики и финансов полагают, что поставки угля на экспорт могут снизиться на 22-25 млн тонн - до 200 млн тонн за 2022 год. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что мировой спрос на уголь вырастет на 1% с 2021 года - до 8 млрд тонн в 2022 году, что соответствует рекордному пику спроса 2013 года.
По данным СМИ, в правительстве обсуждается введение скидки на железнодорожные перевозки угля для портов Северо-Запада, что может восстановить их загрузку. По мнению Сергея Кондратьева, вопрос о скидке, даже учитывая октябрьскую динамику отгрузок, остается актуальным, так как рост потоков на Северо-Запад сейчас связан не столько с хорошей конъюнктурой, сколько с отсутствием выбора у угольщиков — из-за дефицита пропускной способности на Восточном полигоне. «При этом цены на уголь снижаются, а скидки на российский уголь доходят до 40-60%, поэтому скидка к тарифу РЖД была бы выгодна для угольщиков», — заключает он.