«Использование геотехнических судов дешевле, чем привлечение буровых платформ»
Российские геологи получили первый опыт успешного применения относительно дешевого способа геологического изучения недр шельфа путем бурения малоглубинных стратиграфических скважин с применением геотехнических судов. Данный способ позволяет избежать использования дорогостоящих разведочных буровых платформ, однако, в России пока имеется лишь одно подходящее для этого судно. Об этом в интервью «ПортНьюс» рассказал директор департамента морских геологоразведочных работ государственного геологического холдинга «Росгеология».
- Поясните, пожалуйста, в чем состоит преимущество использования геотехнических судов перед обычными разведочными платформами при бурение стратиграфических скважин?
- Основное преимущество, конечно, в относительной дешевизне. Стоимость скважины, пробуренной с геотехнического судна, по сравнению с пробуренной с разведочной буровой платформы – меньше на порядок, даже, наверное, не на один. Безусловно, разведочные буровые позволяют пробурить более глубокие стратиграфические или параметрические скважины на шельфе, но при текущей слабой изученности это совсем не обязательно. Основная идея стратиграфического бурения заключается в обнаружении по геофизическим данным участков, где целевые породы подходят близко к поверхности дна, и отборе образцов путем бурения относительно неглубоких скважин.
Нужно отметить, что количество разведочных буровых платформ, способных сейчас работать на нашем Арктическом шельфе, весьма ограничено. Фактически все мощности в данный момент находятся под управлением ПАО «Газпром»: это две полупогружные буровые установки «Полярная звезда» и «Северное сияние», а также две самоподъёмные буровые установки «Арктическая» и «Амазон». Таким образом, количество доступных разведочных буровых (платформ) сейчас не так велико, а организация их работы требует большого объёма сопутствующих мероприятий по инженерной подготовке площадок бурения, созданию баз берегового обеспечения и привлечению целого флота вспомогательных судов. Всё это обуславливает достаточно большие финансовые и временные затраты в случае привлечения разведочных буровых. Но, как показывает наш опыт, излишних затрат можно избежать без ущерба для решаемой задачи.
- Какой основной продукт получается в процессе стратиграфического бурения?
- Целью любых геологоразведочных работ является формирование достоверной геологической модели изучаемого региона. Основным источником информации на море являются дистанционные геофизические методы, но придать выделенным слоям свойства может только бурение с отбором керна. Поэтому основным продуктом стратиграфического бурения, безусловно, является керн. По сравнению с разведочным бурением, где основная информация получается с помощью каротажа (геофизического исследования скважины), а объёмы получаемого кернового материалы крайне ограничены, в стратиграфических скважинах мы всегда стараемся выполнять сплошной отбор керна.
- Сколько сейчас в России геотехнических судов, способных выполнять такие работы?
- Наше геотехническое судно «Бавенит» сейчас является самым оснащенным на шельфе Российской Федерации и полных аналогов ему, к сожалению, нет. На Дальнем Востоке базируется геотехническое судно «Триас» с похожими характеристиками по буровому оборудованию, но, в отличие от «Бавенита», оно обладает только якорной системой позиционирования (удержания в точке), что не позволяет выполнять работы при относительно больших глубинах воды.
Получается, что геотехнических судов еще меньше, чем разведочных платформ, но пока и рынок стратиграфического бурения меньше. На данный момент первым и основным заказчиком данных работ для нас является ПАО «НК «Роснефть». Кроме того, в этом году реализуется первый проект по заказу Федерального агентства по недропользованию, живой интерес к организации подобных работ проявляет ПАО «Газпром нефть».
- Применялась ли такая технология ранее?
- До 2020 года на Российском шельфе мы ни одного такого примера не нашли. Сама идея использования геотехнических судов для бурения малоглубинных стратиграфических скважин принадлежит норвежским учёным и была реализована впервые около сорока лет назад. Учитывая то, что наше судно «Бавенит» является продуктом доработки другого судна, хорошо зарекомендовавшего себя при работах на норвежском шельфе, скорее всего идея об организации подобных работ на нашем шельфе была давно, но реализована только сейчас.
В 2018-2019 гг. холдингом «Росгеология» была проведена глубокая модернизация не только судна, но и всего научного оборудования. С 2020 года мы отмечаем уменьшение спроса на стандартные геотехнические работы. В этой ситуации мы были вынуждены искать новые направления работ и расширить круг решаемых задач, чтобы иметь возможность не только содержать судно, но и развиваться вслед за рынком.
- По каким проектам вы работаете после 2020 года?
- С 2020 года мы выполняем бурение стратиграфических скважин по заказу Арктического научного центра ПАО «НК «Роснефть», в этом году будет уже третий полевой сезон. Сначала это было изучение северной части Карского моря, в прошлом году - моря Лаптевых, а в этом запланированы работы в Чукотском море.
Кроме того, с 2021 года мы успешно выполняем бурение пилотных скважин для нужд ПАО «Газпром». Здесь требуются более глубокие скважины без отбора керна и решается задача по инженерной подготовке точек к разведочному бурению. Это тоже очень интересные работы, которые заслуживают отдельного рассказа.
- Есть ли зависимость от иностранного флота в этих видах работ?
- На моей памяти последние геотехнические работы с применением судов под иностранным флагом проводились на рубеже 2014-2015 годов, после чего иностранные подрядчики уже не привлекались. До возвращения «Бавенита» на рынок отсутствовали специализированные геотехнические суда с динамическим позиционированием. Именно в понимании данного недостатка Холдингом принималось инвестиционное решение о модернизации судна («Бавенит» - Ред.).
- Как вы оцениваете перспективы развития данного направления в условиях санкций?
- В текущей ситуации мы с некоторой тревогой смотрим на перспективы геологоразведочных работ на шельфе, но надеемся, что наши недропользователи продолжат работы в Арктике, подключится государство и будет запущена масштабная программа по изучению Арктического шельфа, что нам позволит с большим оптимизмом смотреть в будущее и вкладывать средства, в том числе, в импортозамещение и модернизацию наших судов.