Плавучие АЭС и водородные порты: сделано в России
«Разворот» российской экономики на Восток диктует необходимость форсированного освоения удаленных территорий. Ключевым условием для их успешного развития является энергетика. С этой целью планируется продолжить производство уникальных плавучих атомных энергоблоков. Разработаны и плавучие композитные основания для размещения инфраструктурных объектов. На повестке дня также создание водородных кластеров, хотя пока это – экзотика.
Многие отдаленные от европейской части России регионы, как известно, страдают от нехватки энергетических мощностей. Это и понятно, поскольку строить электростанции ради малонаселенных земель – дело дорогостоящее и убыточное. Однако активное освоение арктических месторождений и Дальнего Востока, которое в этом году получило новый мощный импульс к развитию, диктует необходимость решения этой проблемы.
Одно из решений, которое уже реализовано, это создание плавучих атомных энергоблоков. Такой энергоблок, «Академик Ломоносов», в настоящее время пришвартован в порту Певек (Чукотский автономный округ) и успешно обеспечивает регион электроэнергией и теплом.
В ходе Восточного экономического форума губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин сообщил, что «Академик Ломоносов» придал импульс развитию региона.
Как, в свою очередь, рассказал в ходе форума генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, новые плавучие энергоблоки, которые планируется поставить в Арктику для энергоснабжения Баимского горно-обогатительного комбината, будут иметь вдвое большую мощность, чем «Академик Ломоносов».
«Мы не стоим на месте, есть уже модернизированный вариант (плавучей электростанции типа «Академик Ломоносов» - Ред.), где мощность увеличилась практически в два раза, где оптимизируются площади и помещения самой плавучей атомной станции. Я очень надеюсь, что Баимское месторождение, которое будет осваиваться к 2027-28 году, получит четыре блока», - сказал Алексей Лихачев.
Отметим, что проект реакторной установки РИТМ-200М, на базе которой будут работать плавучие энергоблоки, создан на основе реактора РИТМ-200, используемого в новых атомных ледоколах.
Кроме того, российские ученые разработали плавучие модули на композитном основании, которые, в том числе, подходят для размещения энергетических объектов.
Как рассказывал декан факультета Кораблестроения и Океанотехники Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Олег Тимофеев в 2021 году в ходе Четвертого Конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», организованного медиа-группой «ПортНьюс», по экспертной оценке, эксплуатационные расходы на композитное опорное основание будут минимум в два раза ниже, чем на стальное опорное основание. Таким образом, инвестиционная привлекательность проектов создания типовых инфраструктурных модулей Арктической зоны с использованием композитных материалов выше.
Оборудование и технологии, применяемые на модулях, предусматривают широкий ряд инновационных решений: это и применение ядерной энергетики, и сжиженного природного газа (СПГ), и возобновляемых источников энергии, система нулевого выброса, модульные принципы строительства.
Отметим, что на Восточном экономическом форуме 2022 года Алексей Лихачев заявил о планах создания верфи композитного судостроения как раз на Дальнем Востоке – в районе Корсакова (Сахалин).
Еще одна интересная, хотя и довольно экзотическая тема – это приливные электростанции с водородными кластерами. Идеи строительства приливных станций возникли еще в советское время, однако высокие капитальные затраты на их возведение не позволяли реализовать соответствующие проекты. С развитием водородной экономики эти планы становятся более реалистичными.
Так, еще в январе 2022 года на тот момент специальный представитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс говорил о планах по реализации проекта строительства Пенженской приливной электростанции на Камчатке, которая, по замыслу, должна окупиться за счет создания экспортного водородного кластера.
«Если мы в состоянии рядом с Пенженской приливной электростанцией построить завод по электролизу, там же сделать порт для перевалки произведенного водорода для поставки в Японию, которая в 2030 году будет потреблять 3 млн тонн водорода в год при отсутствии собственного производства, то это (рынок - Ред.) под $15 млрд в год», - сказал тогда Анатолий Чубайс. По его прогнозам, к 2030 году Россия в целом сможет экспортировать 6-10 млн тонн водорода в год.
На прошедшем недавно Восточном экономическом форуме губернатор Камчатского края Владимир Солодов подтвердил планы по реализации проекта. По его словам, проект Пенженской приливной электростанции активно прорабатывается и разбит на два этапа.
«На первом этапе - это возможность генерации порядка 300 МВт энергии, передачи ее на восточное побережье Камчатки, там строительство водородного кластера... достройка его ветропарком для нивелирования суточных колебаний приливной мощности и возможность, потом, экспорта морским путем (водорода - Ред.)... На втором этапе мощность свыше 21 ГВт на приливной станции и до 1 ГВт на ветропарке. Безусловно, это долгосрочный проект. Первый этап может быть реализован в течение 10 лет... но он (проект - Ред.) уже не видится как фантастика», - сказал глава края.
Хотя в нынешних обстоятельствах перспективы экспорта в Японию выглядят сомнительными, тем не менее, страны Азиатско-Тихоокеанского региона экономически, действительно, будут заинтересованы в импорте водорода из России. Причина этого – в высокой стоимости транспортировки этого энергоносителя и относительной близости Камчатки и Сахалина к этим странам.
Так, в ходе Петербургского международного газового форума-2022 профессор по исследованиям Университета международных исследований Нангук в Сеуле (Южная Корея) Джинсок Сун сообщил, что правительство Южной Кореи ставит цель достичь углеродной нейтральности к 2050 году, однако собственные возможности для производства водорода в стране весьма ограничены. Страна рассчитывает импортировать водород с Ближнего Востока и Австралии, однако транспортировка водорода сопряжена с большими издержками. Минимальное транспортное плечо - с Дальним Востоком России, в частности, Сахалином.
«Водородной экономики мы не сможем достичь без налаживания международного партнерства, поэтому залогом успеха является налаживание международных союзов... Водород из Сахалина может быть конкурентоспособен ввиду высоких затрат на его транспортировку, не уверен, насколько привлекателен будет водород при транспортировке из Австралии», - сказал ученый.
Впрочем, водородная экономика – это дело довольно далекого будущего ввиду того, что водород существенно проигрывает органическому топливу.
«Для получения единицы энергии водорода вы всегда затратите энергии больше, чем получите», - сказал в ходе Петербургского газового форума-2022 профессор Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, исполнительный вице-президент ГК «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель. При этом он отметил, что водородная тематика, все же, будет развиваться, поскольку запасы органического топлива в мире постепенно иссякают.
Таким образом, вместе с «разворотом на Восток» у России появляются новые стимулы развивать уникальные, не имеющие аналогов в мире, компетенции. Что, в свою очередь, позволит придать импульс и всем смежным отраслям: судостроению, производству композитных материалов, атомной энергетике и многому другому.