По итогам I полугодия 2022 года через порты прибалтийских стран было перевалено 9,8 млн тонн российских грузов. Возможно ли полностью переориентировать их в порты России?
По имеющимся в распоряжении «ПортНьюс» данным, по итогам I полугодия 2022 года через порты Латвии, Литвы и Эстонии было перегружено около 9,8 млн тонн российских внешнеторговых грузов. Примечательно, что в этом году этот объем не только не снизился, но даже и вырос на 4,5% по отношению к первому полугодию прошлого года.
В том числе через прибалтийские порты было перевалено 1,4 млн тонн руды, почти 3 млн тонн угля, 1,5 млн тонн минудобрений, более 500 тыс. тонн зерна, порядка 200 тыс. тонн металлов и около 700 тыс. тонн наливных грузов. Причем большая часть грузопотока пришлась именно на Латвию, через порты которой было перегружено 6,9 млн тонн российских грузов или 70% от общего объема, идущего через Прибалтику.
Если внимательнее посмотреть на структуру грузопотока, то можно увидеть, что в этом полугодии он вырос за счет возобновления перевалки угля через порт Вентспилс (где традиционно российский уголь перегружался через терминал Baltic Coal) и через терминал на о. Криеву, который был сдан в 2019 году. Оба терминала имеют развитую инфраструктуру и глубины у причалов, позволяющие принимать любые балкеры, способные заходить на Балтику. Это обстоятельство, а также энергетический кризис вкупе с введением эмбарго позволили данным терминалам возобновить перевалку российского угля, которая за первое полугодие составила почти 3 млн тонн.
Если говорить о российских угольных мощностях на Балтике, то терминалы, расположенные в порту Усть-Луга, также способны принимать балкеры типоразмера Capesize, а терминал в порту Высоцк – балкеры типоразмера Panamax. Через Усть-Лугу Россия, исходя из типоразмеров принимаемых балкеров, может экспортировать уголь в Индию и Китай – наиболее перспективные рынки на фоне европейского эмбарго, а через терминал в Высоцке – в Турцию и Северную Африку.
Любопытно, однако, что объем перевалки угля в первом полугодии в российских портах Балтийского бассейна снизился весьма существенно – почти на 22% на фоне роста перевалки в Южном бассейне на 29%. В абсолютных цифрах снижение на Балтике и прирост на Юге практически совпадают – это, порядка, 5 млн тонн в год. При этом через порты России в целом в первом полугодии было перегружено на 3 млн тонн угля меньше, через в предыдущем году, вот эти 3 млн и достались прибалтам. Все это говорит о том, что грузопотоки российского угля перераспределились как в пользу российских портов Южного бассейна, откуда удобно вести экспорт в Турцию и Северную Африку, а также в упомянутые порты Прибалтики, которые, очевидно, обеспечили более выгодную логистику для ряда грузоотправителей.
Скорее всего, после введения эмбарго на импорт российского угля в Европе, а также после решения сейма Латвии объявить Россию государством-спонсором терроризма, этот грузопоток через прибалтийские терминалы прекратится. На наш взгляд, мощностей на российской Балтике для обработки указанных 6 млн тонн угля в год, достаточно, более того, не стоит забывать и о мощностях в Мурманске, где, помимо действующего угольного терминала, строится дополнительный в Лавне. Здесь же можно упомянуть и проект Приморского УПК, где также предполагается перегружать уголь, а также расширение провозной способности Восточного полигона, который оттянет часть грузопотока на Дальний Восток. Впрочем, это уже более отдаленная перспектива.
Помимо угля, через порты Прибалтики рос и грузопоток российской руды – на 10% в сравнении с первым полугодием прошлого года. Отметим, что в этом году Россия существенно увеличила экспорт руды, что связано с рыночной конъюнктурой. Одновременно очень сильно упал объем перевалки руды через Финляндию, возможно, часть грузопотока оттуда также ушла в порты Прибалтики. При этом на перевалку руды в этом году заработал и усть-лужский терминал «Ультрамар», который перегрузил более 1 млн тонн руды за первое полугодие. На наш взгляд, в случае резкого «обнуления» транзита через Прибалтику, часть российской руды может уйти на терминалы в портах российской Балтики, часть – снова в Финляндию.
Минудобрения, которые ранее занимали львиную долю в общем грузопотоке российских грузов в портах Прибалтики, в текущем году показали падение почти на 70%, что связано с работой новых специализированных терминалов в порту Усть-Луга. Впрочем, говоря об удобрениях, нельзя не упомянуть и ситуацию с белорусским калием в объеме 11 млн тонн в год, ранее перегружавшимся через Литву, и который не очень понятно, куда теперь «приткнуть» в условиях отсутствия специализированных мощностей под калийные удобрения в России. По последней открытой информации, речь шла о перевалке калия через контейнерные терминалы, однако подтвержденных данных о том, осуществляется ли она на практике и в каких объемах, у нас нет. Во всяком случае, речь шла о некоторых договоренностях по строительству белорусского терминала под Санкт-Петербургом в районе Бронка-Ломоносов.
Если говорить о зерне, то стоит отметить, что в российском Балтийском бассейне по-прежнему отсутствуют специализированные зерновые терминалы. Ведется перепрофилирование угольного терминала в порту Высоцк под перевалку зерна, кроме того, планируется построить терминал ГК «Содружество» в той же Усть-Луге. В рамках упомянутого проекта «Приморский УПК» также планируется создать зерновой терминал, но опять же, это – более отдаленная перспектива. Если же говорить о текущем моменте, то зерно, скорее всего, из Прибалтики будет перенаправлено частично на юг, частично будет перегружаться из контейнеров на терминалах российской Балтики.
Мощности под перевалку металла и наливных грузов в России, на наш взгляд, тоже найдутся.
Таким образом, на наш взгляд, каких-то критических сложностей в случае «обнуления» транзита через порты Прибалтики у России не будет, хотя для отдельных грузоотправителей это может обернуться удорожанием логистики и необходимостью перестройки соответствующих маршрутов.
Сабрина Мукфи.