• 21 января 2005

    В Усть-Луге новый «рулевой»

     


    Строящийся в Финском заливе морской порт Усть-Луга перешел от Морской администрации Выборга в ведение Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт». Теперь все федеральные средства, предусмотренные для бюджетного финансирования этого проекта, будут проходить через счета госпредприятия. Пока Росморречфлот предусмотрел на 2005 год 900 млн. руб. для завершения строительства в Усть-Луге многоцелевого комплекса «Балтийский паром».

     

     

    Из рук в руки

    Порт в Усть-Луге изначально находился на балансе ОАО «Ростерминалуголь» (51% акций у Минимущества), в марте 2002 года вся его транспортная инфраструктура была распоряжением Минтранса переведена на баланс МАП Выборг-Высоцк. К 1 января - моменту перехода Усть-Луги в ведение «Росморпорта» - порт ведет крупное строительство в северной части Усть-Лужской губы, утвержден проект создания единой акватории и подходного канала в этой части порта, запущен первый пусковой комплекс угольного терминала. В южной части порта строится многоцелевой железнодорожный паромный комплекс Усть-Луга - Балтийск - порты Германии.

     

     

    Паром уплыл к «Росморпорту»

    Для федеральных властей проект «Балтийский паром» представляет наибольший интерес. В прошлом году на его развитие только в Усть-Лугу было направлено 900 млн. рублей. Столько же паромный комплекс получит от государства и в 2005 году. В конце декабря «Балтийский паром» откроет регулярное движение судов. Этот объект единственный в порту, под реализацию которого предусмотрено государственное финансирование. Все остальные объекты портовой инфраструктуры строятся на основании инвестиционного договора на средства ОАО «Компания «Усть-Луга».

     

    В середине января этого года пресс-служба «Росморпорта» распространила сообщение о том, что государственным заказчиком строительства паромного комплекса утвержден «Росморпорт». Таким образом, все объекты нового порта оказались в распоряжении петербургского филиала ФГУПа. «МАП, которая раньше контролировала ход работ по строительству портовой инфраструктуры - не коммерческая организация, - комментирует ИА «ПортНьюс» заместитель генерального директора Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт» Николай Спиридонов. - «Росморпорт», напротив, организация коммерческая, которая в то же время отражает интересы государства и способна наиболее эффективно распоряжаться бюджетными средствами».

     

     

    Вместо денег - управленец

    Пресс-служба ОАО «Компания «Усть-Луга» объясняет интерес государственного коммерческого предприятия к строящемуся порту стратегической значимостью всего проекта для России, а так же скорым запуском паромной линии. Однако обещанные министром экономического развития Германом Грефом летом прошлого года 1,4 миллиарда рублей бюджетного финансирования порту Усть-Луга так и не достались. Государство определило порту лишь 900 миллионов (на полмиллиарда рублей меньше!), но в качестве «бонуса» добавило «эффективного управленца». Видимо, федеральные чиновники решили, что коммерческий подход «Росморпорта» сможет компенсировать недостаток средств.

     

     

    Справка

    ФГУП «Росморпорт» создано в 2002 году и находится в ведении Минтранса. Свою деятельность предприятие осуществляет за счет средств, остающихся в его распоряжении от использования объектов портового комплекса страны, а так же за счет портовых сборов. Создание «Росморпорта» предполагает усиление системы государственного управления морскими портами России. Деятельность ФГУПа направляется на ускорение развития российских морских портов. К ведению «Росморпорта» относится так же система безопасности мореплавания.

     

     

    Достучаться до Москвы...

    Николай Спиридонов в беседе с «ПортНьюсом» заметил, что передача Усть-Луги Санкт-Петербургскому филиалу «Росморпорта» не решит окончательно тех многочисленных вопросов, которые будут возникать в ходе строительства порта и паромного комплекса. Работа через петербургский филиал, скорее всего, будет удлинять бюрократическую цепочку взаимодействия с федеральными министерствами. «Было бы хорошо, если бы был создан отдельный Усть-Лужский филиал «Росморпорта», ведь это сегодня единственная в стране портовая стройка такого крупного масштаба», - добавил Спиридонов. Проектная мощность порта заявлена в 35 млн. тонн в год. По сведениям собеседника агентства, вопрос о создании отдельного филиала поднимался в московском офисе «Росморпорта». Однако в принятии такого решения есть основания сомневаться. В одном из своих прошлогодних выступлений генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Николай Негодов заявил, что считает целесообразным создание единого филиала предприятия на всем побережье Финского залива.

     

     

    ... и президентам угодить

    Строительство порта Усть-Луга идет полным ходом. Отдельные терминальные мощности уже введены в эксплуатацию, что позволяет принимать под погрузку первые суда. По итогам 2004 года грузооборот порта составил примерно 800 тыс. тонн при 174 судозаходах. Это был первый год активной работы порта, считают в МАП Выборга. Коммерсанты в лице ОАО «Усть-Луга» со своей стороны продолжат строительство перевалочных мощностей прежними темпами, это не вызывает сомнений. В случае нехватки денег коммерческой структуре проще привлечь заемный капитал. Задача «Росморпорта» сложнее. Госпредприятию необходимо уложиться в отведенную государством сумму и обеспечить запуск парома в срок, ведь, как известно, интерес к новой паромной переправе проявляют лично президенты России и Германии.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен