ЕС одобрил шестой пакет санкций в отношении РФ с ограничениями на поставку нефти и нефтепродуктов. На этом фоне, полагают специалисты судового брокера Gibson, часть, так называемых танкеров-призраков, которые в последнее время обслуживали санкционные торговые операции Венесуэлы и Ирана, могут быть переориентированы на использование в нуждах России.
Страны ЕС договорились о введении шестого пакета санкций в отношении РФ, ограничения в котором будут распространяться на сырую нефть, а также нефтепродукты, поставляемые из России в государства-члены союза, следует из опубликованного вчера итогового заявления на портале ЕС. При этом, будет сделано временное исключение для сырой нефти, доставляемой по трубопроводу, отмечается в документе. «Европейский совет согласен с тем, что шестой пакет санкций против России будет распространяться на сырую нефть, а также нефтепродукты, поставляемые из России в государства-члены ЕС, за временным исключением сырой нефти, поставляемой по трубопроводу», — следует из документа. Отмечается, что ЕС вернется к вопросу о временном исключении поставок сырой нефти, доставляемой по трубопроводу, как можно скорее.
Введенный ранее запрет на заход российских судов в порты ЕС практически не отразился на торговых операциях: в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами, например, более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы (данные Interlegal). Секторальные санкции в отношении нефти могут впрочем создать более серьезные ограничения для торговых операций России. Тем не менее, еще в апреле The Wall Street Journal сообщал, что, несмотря на действующие санкции, России удалось увеличить поставки нефти в Европу на 300 тыс. баррелей в сутки с помощью отправки в неуказанные пункты. Там сырье смешивают с прочим топливом, что формально делает его уже не только российским — так получается, например, «латвийская смесь».
Россия поставляла около 720 тыс. баррелей сырой нефти в день на европейские НПЗ по своему магистральному трубопроводу в 2021 году. Еще 1,57 млн баррелей в день отправлялись в ЕС из балтийских, черноморских и арктических портов, сообщал Bloomberg. По данным агентства, от запрета на морской экспорт (75% всех экспортных поставок) Россия потеряет $10 млрд.
По данным ФТС, всего в 2021 году Россия поставила на экспорт 230 млн тонн нефти и 144 млн тонн нефтепродуктов. Поставки нефти и конденсата в Европу составили в 2021 году, по данным газеты «Коммерсантъ», 105 млн тонн, что примерно сопоставимо с 20% российской добычи. Кроме того, РФ является основным поставщиком дизтоплива в Европу, ее доля около 70% от импорта, или порядка 40 млн тонн.
В своем обзоре «Куда уходят устаревшие танкеры» Gibson делает предположение, что часть старых танкеров, которая сейчас обслуживает санкционные торговые операции Венесуэлы и Ирана, может быть переориентирована на использование в нуждах России. По мнению специалистов, отсутсвие списания судов в сегменте крупных танкеров связано именно с их занятостью на перевозках иранской и/или венесуэльской нефти и нефтепродуктов. Эта тенденция стала еще более выраженной с прошлого года, и список танкеров, связанных с санкционной торговлей, продолжает расти, утверждают в Gibson. На данный момент 12% существующего флота VLCC и 9% флота Suezmax связаны с иранской и/или венесуэльской торговлей, при этом подавляющее число судов построено в 2003 году и ранее. Впрочем, отмечают аналитики, санкционные торговые операции крайне неэффективны: большинство судов осуществляют погрузку один или два раза в год, остальное времея проводят в балласте в ожидании погрузки или в ожидании разгрузки с грузом. Данные об экспорте служат дополнительным свидетельством неэффективности таких операций. По оценкам Kpler, с мая 2021 года по апрель 2022 года Венесуэла и Иран экспортировали 0,55 млн баррелей в сутки и 0,73 млн баррелей в сутки соответственно. Если предположить, что все эти баррели предназначены для Китая с разделением 30/70 между Suezmax и VLCC, то для торговых операций потребовалось бы всего 20 VLCC и 30 Suezmax.
«Международные усилия по достижению компромисса с Ираном и Венесуэлой активизировались в последние месяцы, и если санкции, связанные с экспортом иранской и/или венесуэльской сырой нефти, будут ослаблены или сняты, то конкурентоспособные танкеры, торгуемые на международном уровне, вероятно, займут доминирующее положение на этом рынке. Для «призрачного» флота (это тот, который сейчас обслуживает Венесуэлу и Иран - прим. ред.) это может стать причиной списания, но поскольку западные правительства все больше отдаляются от России, по крайней мере, некоторые из этих судов, вероятно, найдут новые возможности для использования», — говорится в отчете Gibson. Речь идет о судах VLCC, Suezmax и Aframax.
Россия остается крупнейшим экспортером газа для Европы. В отношении эмбарго на поставку российского газа премьер Бельгии Александр де Кро (цитата по Bloomberg) заявил, что эту меру будет согласовать намного сложнее, чем пакет санкций, касающихся нефти. В 2021 году ЕС импортировал из России по трубопроводу в среднем более 380 млн кубометров газа в сутки, или около 140 млрд кубометров газа за год в целом. Кроме того, около 15 млрд кубометров было поставлено в виде сжиженного природного газа (СПГ). Около 45% импорта газа ЕС в 2021 году – это суммарно 155 млрд кубометров газа, импортированных из России.