• 27 мая 2022

    Химия перевозок: куда утекает метанол с аммиаком

    Правительство России издало постановление о создании в Усть-Луге особой экономической зоны, в рамках которой предполагается создать газохимический кластер с прямым выходом к морю. В России к реализации заявлено еще довольно большое количество проектов в сфере газохимии, однако по-прежнему ощущается дефицит специализированных терминалов для перевалки соответствующей продукции.

    В районе порта Усть-Луга официально образована особая экономическая зона промышленно-производственного типа, в рамках которой будут созданы крупные предприятия по сжижению природного газа и производству полиэтилена. Более подробно об этом проекте мы писали ранее.

    Действительно, в условиях санкций поставки российского газа на экспорт будут ограничены. В этой ситуации высвобождающиеся объемы целесообразно использовать для создания продукции с добавленной стоимостью, стабильно востребованной на мировых рынках: карбамида, аммиака, метанола, водорода. Поэтому газопереработка – перспективное направление развития промышленности, дающее хорошие экспортные продукты с высокой добавленной стоимостью.

    В России заявлено к реализации достаточно большое количество таких проектов. Как рассказал в ходе V Юбилейного конгресса и выставки «Азот Синтезгаз. Россия и СНГ» эксперт Vygon Consulting Артем Лебедской-Тамбиев, в России планируется создать около 20 газохимических производств с различным уровнем переработки. При условии их реализации производство аммиака должно к 2030 году увеличиться примерно на треть - до 28,5 млн тонн в год, метанола в три раза - до порядка 16,8 млн тонн в год. Кроме того, за счет роста производства аммиака ожидается увеличение поставок карбамида. Так, ввод новых мощностей на существующих аммиачных производствах ТОАЗ и Куйбышевоазот даст дополнительный объем в 1,3 млн тонн карбамида в год.

    По прогнозу аналитического центра ТЭК Российского энергетического агентства Минэнерго России, объем экспорта метанола к 2030 году вырастет в шесть раз, достигнув 12 млн тонн в год.

    Так, ожидается, что к 2030 году в России будет реализовано шесть крупных проекта по производству метанола: АО «НЗМУ» (Приморский край, 1,8 млн тонн в год к 2025 году), ГК «ЕСН» (Амурская область, 2,2 млн тонн в год к 2028 году), «АЕОН» (Волгоградская область, 1,5 млн тонн в год к 2025 году), два проекта на Балтике по 1,8 млн тонн в год каждый к 2027 году, «Аммоний-2» (Татарстан, 500 тыс. тонн в год к 2028 году). Их совокупная мощность, таким образом, составит 9,6 млн тонн в год.

    По мнению Артема Лебедского-Тамбиева, инфраструктура по перевалке метанола развита в РФ слабо, но возможно перепрофилирование нефтепродуктовых терминалов. В настоящее время лишь незначительные объемы метанола перегружаются в портах Кавказ и Темрюк, основной объем шел через финский порт Хамина-Котка.

    Российский аммиак также перегружался через иностранные порты: Вентспилс (Латвия), Силламяэ (Эстония), Антверпен (Нидерланды), Южный (Украина).

    По понятным причинам, логистика через европейские порты в настоящее время находится под угрозой, а через украинские – невозможна, и потому нуждается в замещении.

    По данным выступившей в рамках конгресса главного специалиста «Морстройтехнология» Ольги Гопкало, через морские порты отгружается 60% экспортного метанола, по сухопутным маршрутам – около 40%.

    Одним из вариантов решения проблемы нехватки отечественных терминалов для перевалки газохимии могло бы стать перепрофилирование терминалов сжиженного углеводородного газа (СУГ), однако их в России также мало (Усть-Луга, Тамань и Темрюк).

    Имеется дефицит и в мощностях для перевалки карбамида навалом, более половины объема которого шло через иностранные порты (Силламяэ, Рига, Хамина-Котка).

    Кроме того, в России отсутствуют навалочные терминалы для перегрузки аммиачной селитры, которая также перегружалась через балкерные терминалы в портах сопредельных государств, такие как Таллинн, Рига и Силламяэ. При этом до 60% экспорта шло в таре через Большой порт Санкт-Петербург.

    По мнению Ольги Гопкало, одним из вариантов решения проблемы могло бы стать создание припортовых кластеров для перевалки этих грузов наподобие того, который создается в Усть-Луге.

    Как, в свою очередь, прокомментировала присутствовавшая на конференции независимый эксперт Софья Каткова, быстро построить соответствующую портовую инфраструктуру практически невозможно, поэтому единственным выходом на краткосрочную перспективу может стать контейнеризация.

    Впрочем, если говорить о контейнеризации метанола и его перевозках в танк-контейнерах, то здесь имеются существенные сложности: хотя сделать это возможно и соответствующие танк-контейнеры существуют, такая логистика может оказаться слишком дорогой с учетом стоимости самого перевозимого продукта. Впрочем, как говорится, на безрыбье – и рак рыба.

    Таким образом, «узким местом» для развития газохимической отрасли в России, как и по многим другим, является логистика и дефицит специализированных терминалов, которые теперь придется создавать ускоренными темпами.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен