• 13 мая 2022

    Фора для квоты

    Правительство РФ продлило на два года с пяти лет срок выполнения инвестпроектов по строительству рыбопромысловых судов. По данным Росрыболовства, сейчас строятся 97 судов (58 рыбопромысловых и 39 краболовов), почти половина из них (43%) законтрактована на верфях ОСК. Участники рыбопромышленного рынка положительно оценивают меру поддержки, но настаивают на дополнительной помощи предприятиям, долговая нагрузка которых превышает 450 млрд руб. Собеседники «ПортНьюс» в отрасли подчеркивают невозможность в текущих условиях начать вторй этап реформы. 
    Правительство РФ опубликовало постановление о внесении изменений в механизм закрепления и предоставления квот добычи водных биоресурсов, которое допускает продление сроков строительства судов рыбопромыслового флота с пяти до семи лет, говорится в документе опубликованном в официальном-телеграм канала вице-премьера Виктории Абрамченко. На момент публикации материала документ (постановление от 12 мая 2022 года N857) не был размещен на официальном интернет-портале правовой информации. 
    Таким образом, срок реализации инвестиционного проекта в совокупности с регистрацией имущественных прав на объект инвестиций продлен с 5 до 7 лет со дня заключения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи. Ранее требования оговаривали, что срок может продлеваться в совокупности более чем на один год, но в пределах шестилетнего срока. Теперь же речь идет о пределах восьмилетнего срока.  
    «Правительство поможет инвесторам, испытывающим трудности в условиях внешнего давления недружественных стран, избежать рисков расторжения договоров о предоставлении квот и продолжить начатую работу», — говорится в официальном телеграм-канале правительства РФ. Как отмечено в сообщение, это решение коснется 64 договоров по строительству судов с объемом инвестиций около 205 млрд руб. 
    В то же время, вице-премьер Виктория Абрамченко подчеркнула, что этим постановлением правительство отменило штрафы за возможные срывы сроков инвестпроектов.
    «На наших глазах перестраиваются бизнес-цепочки. Нужно время для поиска новых поставщиков оборудования и комплектующих. Это касается и судостроителей. В текущей ситуации нужно поддержать бизнес и направить усилия на сохранение объемов производства готовой продукции и переориентацию рынков сбыта», — говорится в сообщении Виктории Абрамченко. Она уточняет, что с 2018 года заключено 88 договоров, объём всех инвестиций - более 230 млрд руб. Все суда строятся на российских судостроительных верфях. 
    Всего на первом этапе реформы планировалось передать заказчикам 52 рыболовных судна и 38 краболовов (по данным Минпромторга на декабрь 2021 года). К концу 2021 года фактически верфи передали шесть рыбопромысловых и два краболовных судна. 

    Правительство РФ продлило на два года с пяти лет срок выполнения инвестпроектов по строительству рыбопромысловых судов. По данным Росрыболовства, сейчас строятся 97 судов (58 рыбопромысловых и 39 краболовов), почти половина из них (43%) законтрактована на верфях ОСК. Участники рыбопромышленного рынка положительно оценивают меру поддержки, но настаивают на дополнительной помощи предприятиям, долговая нагрузка которых превышает 450 млрд руб. Собеседники «ПортНьюс» в отрасли подчеркивают невозможность в текущих условиях начать второй этап реформы. 

    Правительство РФ опубликовало постановление о внесении изменений в механизм закрепления и предоставления квот добычи водных биоресурсов, которое допускает продление сроков строительства судов рыбопромыслового флота с пяти до семи лет, говорится в документе опубликованном в официальном-телеграм канала вице-премьера Виктории Абрамченко. На момент публикации материала документ (постановление от 12 мая 2022 года N857) не был размещен на официальном интернет-портале правовой информации. 

    Таким образом, срок реализации инвестиционного проекта в совокупности с регистрацией имущественных прав на объект инвестиций продлен с 5 до 7 лет со дня заключения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи. Ранее требования оговаривали, что срок может продлеваться в совокупности более чем на один год, но в пределах шестилетнего срока. Теперь же речь идет о пределах восьмилетнего срока.  

    «Правительство поможет инвесторам, испытывающим трудности в условиях внешнего давления недружественных стран, избежать рисков расторжения договоров о предоставлении квот и продолжить начатую работу», — говорится в официальном телеграм-канале правительства РФ. Как отмечено в сообщении, это решение коснется 64 договоров по строительству судов с объемом инвестиций около 205 млрд руб. 

    В то же время, вице-премьер Виктория Абрамченко подчеркнула, что этим постановлением правительство отменило штрафы за возможные срывы сроков инвестпроектов.

    «На наших глазах перестраиваются бизнес-цепочки. Нужно время для поиска новых поставщиков оборудования и комплектующих. Это касается и судостроителей. В текущей ситуации нужно поддержать бизнес и направить усилия на сохранение объемов производства готовой продукции и переориентацию рынков сбыта», — говорится в сообщении Виктории Абрамченко. Она уточняет, что с 2018 года заключено 88 договоров, объём всех инвестиций - более 230 млрд руб. Все суда строятся на российских судостроительных верфях. 

    Всего на первом этапе реформы планировалось передать заказчикам 52 рыболовных судна и 38 краболовов (по данным Минпромторга на декабрь 2021 года). К концу 2021 года фактически верфи передали шесть рыбопромысловых и два краболовных судна. 

    В Минпромторге и Росрыболовстве не смогли оперативно предоставить актуальную информацию о количестве договоров. 
    Сейчас из 97 строящихся в России судов для отечественного рыбохозяйственного комплекса (58 рыбопромысловых судов и 39 краболовов), 42 судна строится на верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), сообщала пресс-служба Росрыболовства в начале мая. На стадии строительства на верфях находятся 37 рыбопромысловых судов, из которых 17 спущены на воду, передавал «ПортНьюс» со ссылкой на ведомство. 

Российские верфи, 40 лет почти не строившие рыбопромысловые и краболовные суда, с 2016 года получили массовый приток заказов на фоне перехода с исторического на аукционный принцип распределения квот в рыбопромышленной отрасли. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов. Крупнейших портфель заказов собрали предприятия северо-запада — Северная верфь, Адмиралтейские верфи, Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), калининградский судостроительный завод «Янтарь» (входят в ОСК), а также АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Заказы также получили дальневосточные предприятия (подробнее в спецпроекте «ПортНьюс» — Рыбный сезон судостроения). В частности, строительство серии из 10 траулеров для ООО «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) ведется на АО «Адмиралтейские верфи», еще десять судов строится для ГК «Норебо» на ПАО СЗ «Северная верфь». 
    Вместе с этим, как сообщал «ПортНьюс» ранее (https://portnews.ru/comments/3150/), из-за санкций, введенных в отношении России программа строительства рыбопромысловых и краболовных судов находится в риске реализации, так как импортное оборудование занимает значительную часть в проектах. В связи с чем, полагали собеседники агентства, часть контрактов может быть расторгнута. 
    «Для всех совершенно очевидно, что программа провалена. Проблема не в санкциях и изменившейся экономической ситуации. Говорить о втором этапе реформы, тем более теперь, в радикально изменившихся условиях, невозможно», — считает глава информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. 

    В Минпромторге и Росрыболовстве не смогли оперативно предоставить актуальную информацию о количестве договоров. 

    Сейчас из 97 строящихся в России судов для отечественного рыбохозяйственного комплекса (58 рыбопромысловых судов и 39 краболовов), 42 судна строится на верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), сообщала пресс-служба Росрыболовства в начале мая. На стадии строительства на верфях находятся 37 рыбопромысловых судов, из которых 17 спущены на воду, передавал «ПортНьюс» со ссылкой на ведомство. 

    Российские верфи, почти 40 лет не строившие рыбопромысловые и краболовные суда, с 2016 года получили массовый приток заказов на фоне перехода с исторического на аукционный принцип распределения квот в рыбопромышленной отрасли. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов. Крупнейших портфель заказов собрали предприятия северо-запада — Северная верфь, Адмиралтейские верфи, Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), калининградский судостроительный завод «Янтарь» (входят в ОСК), а также АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Заказы также получили дальневосточные предприятия (подробнее в спецпроекте «ПортНьюс»Рыбный сезон судостроения). В частности, строительство серии из 10 траулеров для ООО «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) ведется на АО «Адмиралтейские верфи», еще десять судов строится для ГК «Норебо» на ПАО СЗ «Северная верфь». 

    Вместе с этим, как сообщал «ПортНьюс» ранее (см. материал от 22.03.2022 Инвестхвора), из-за санкций, введенных в отношении России программа строительства рыбопромысловых и краболовных судов находится в риске реализации, так как импортное оборудование занимает значительную часть в проектах. В связи с чем, полагали собеседники агентства, часть контрактов может быть расторгнута. 

    «Для всех совершенно очевидно, что программа провалена. Проблема не в санкциях и изменившейся экономической ситуации. Говорить о втором этапе реформы, тем более теперь, в радикально изменившихся условиях, невозможно», — считает глава информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. 

    Отказ иностранных поставщиков от поставки заказанного и частично оплаченного оборудования ведет к неизбежной длительной задержке и удорожанию строительства судов, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. По мнению ассоциации, эта мера поддержки позволит не допустить лишения предприятий, строящих суда, инвестиционной квоты.
    «Вместе с тем, необходим комплексный подход к защите таких инвесторов.  Общая долговая нагрузка на предприятия отрасли уже превышает 450 млрд руб., более 50% из которых приходится на предприятия, которые строят рыбопромысловые суда. В течение всего периода задержки строительства судов предприятия будут вынуждены выполнять свои финансовые обязательства перед банками, поэтому ВАРПЭ предложила в частности, снизить ставки по кредитам с плавающей ставкой до уровня, применявшегося до установления ключевой ставки Банка России в 20%, установить моратории до 31 декабря 2023 года на изменение ковенант по инвесткредитам и на возврат основного долга и уплату процентов по кредитам на строительство судов рыбопромыслового флота по контрактам, исполнение которых верфи будут вынуждены приостановить в результате действия санкций», — заключает он.

    В пакет мер поддержки рыбной отрасли, разработанный Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), входило предложение о необходимости  продления сроков строительства судов в рамках программы инвестквот еще на два года, сообщили в организации. В рамках общественного обсуждения проекта постановления ВАРПЭ указала на необходимость оперативного принятия документа. 

    Отказ иностранных поставщиков от поставки заказанного и частично оплаченного оборудования ведет к неизбежной длительной задержке и удорожанию строительства судов, говорит президент ВАРПЭ Герман Зверев. По мнению ассоциации, эта мера поддержки позволит не допустить лишения предприятий, строящих суда, инвестиционной квоты.

    «Вместе с тем, необходим комплексный подход к защите таких инвесторов.  Общая долговая нагрузка на предприятия отрасли уже превышает 450 млрд руб., более 50% из которых приходится на предприятия, которые строят рыбопромысловые суда. В течение всего периода задержки строительства судов предприятия будут вынуждены выполнять свои финансовые обязательства перед банками, поэтому ВАРПЭ предложила в частности, снизить ставки по кредитам с плавающей ставкой до уровня, применявшегося до установления ключевой ставки Банка России в 20%, установить моратории до 31 декабря 2023 года на изменение ковенант по инвесткредитам и на возврат основного долга и уплату процентов по кредитам на строительство судов рыбопромыслового флота по контрактам, исполнение которых верфи будут вынуждены приостановить в результате действия санкций», — заключает он.

     

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен