• 21 апреля 2022

    «Спасение людей в море не зависит от симпатий или международного сотрудничества»

    ФГБУ «Морспасслужба» попало в санкционный список Минфина США из-за участия в работах по достройке подводного газопровода «Северный поток-2». Кроме государственных задач по поиску и спасению людей, терпящих бедствие, а также ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море, предприятие обеспечивает безопасность на большинстве российских шельфовых проектов в Охотском, Каспийском морях и в Арктике. О том, как балансировать доходы от коммерческой деятельности с государственными расходами, учитывая новый виток санкций и сдачу гидротехнических объектов в 2022-2023 годах, в интервью «ПортНьюс» рассказал руководитель «Морспасслужбы» Виктор Чернов.

    В связи с возможным ограничением общей деловой активности, конечно, существует риск уменьшения количества контрактов.
    Идет ли речь о разрыве действующих долгосрочных контрактов?
    Все долгосрочные контракты, ранее подписанные, пока сохраняются, или в крайнем случае «сдвигаются вправо» по срокам. В условиях изменившейся конъюнктуры рынка, если проектов новых не будет, то не будет и новых контактов. Наши основные партнеры — это ведущие компании страны из нефтегазовой отрасли.
    В каких конкурсах, например, на обследование трубопроводов Турецкий поток, Северный поток -1, Голубой поток, будет участвовать Морпассалужба в ближайшее время? 
    Техническое состояние наших судов, подготовка наших специалистов, наличие необходимого оборудования, позволяет нам участвовать в подобных конкурсах. Однако после 2014 года, когда были последовательно объявлены санкции в том числе в отношении российских шельфовых проектов, иностранные компании опасаясь вторичных санкций свернули свою работу на Северном потоке-2. Поскольку требования к флоту, оборудованию и персоналу были достаточно специфическими, к работе на проекте была привлечена наша организация. В проекте Северный поток-2 были задействованы девять судов Морспасслужбы - многофункциональные аварийно-спасательные суда «Мурман», «Спасатель Карев» и «Бахтемир», транспортно-буксирные суда «Умка», «Сивуч» и «Финвал», исследовательское судно «Балтийский Исследователь», судно обеспечения «Артемис Оффшор», буксир-спасатель «Капитан Беклемишев», а также подводно-техническое оборудование и профильные специалисты. С 2021 года Морспасслужба, а также десять судов, девять из которых работали на проекте Северный поток-2, включены в санкционный список Минфина США. Впрочем, никакое санкционное давление не будет влиять на наше решение об участии в конкурсах. Это коммерческие проекты, обследование трубопроводов проходит ежегодно, и, если мы сможем победить в конкурентной процедуре, значит будем выполнять эти работы.   

    - Количество контрактов с компаниями, работающими на российском шельфе, на фоне санкций сократится?

    - В связи с возможным ограничением общей деловой активности, конечно, существует риск уменьшения количества контрактов.

    - Идет ли речь о разрыве действующих долгосрочных контрактов?

    - Все долгосрочные контракты, ранее подписанные, пока сохраняются, или в крайнем случае «сдвигаются вправо» по срокам. В условиях изменившейся конъюнктуры рынка, если проектов новых не будет, то не будет и новых контрактов. Наши основные партнеры — это ведущие компании страны из нефтегазовой отрасли.

    - В каких конкурсах, например, на обследование трубопроводов Турецкий поток, Северный поток -1, Голубой поток, будет участвовать «Морспасслужба» в ближайшее время? 

    - Техническое состояние наших судов, подготовка наших специалистов, наличие необходимого оборудования, позволяет нам участвовать в подобных конкурсах. Однако после 2014 года, когда были последовательно объявлены санкции в том числе в отношении российских шельфовых проектов, иностранные компании опасаясь вторичных санкций свернули свою работу на Северном потоке-2. Поскольку требования к флоту, оборудованию и персоналу были достаточно специфическими, к работе на проекте была привлечена наша организация. В проекте Северный поток-2 были задействованы девять судов «Морспасслужбы» - многофункциональные аварийно-спасательные суда «Мурман», «Спасатель Карев» и «Бахтемир», транспортно-буксирные суда «Умка», «Сивуч» и «Финвал», исследовательское судно «Балтийский Исследователь», судно обеспечения «Артемис Оффшор», буксир-спасатель «Капитан Беклемишев», а также подводно-техническое оборудование и профильные специалисты. С 2021 года «Морспасслужба», а также десять судов, девять из которых работали на проекте Северный поток-2, включены в санкционный список Минфина США. Впрочем, никакое санкционное давление не будет влиять на наше решение об участии в конкурсах. Это коммерческие проекты, обследование трубопроводов проходит ежегодно, и, если мы сможем победить в конкурентной процедуре, значит будем выполнять эти работы.  

    Каковы итоги работы предприятия в 2021 году? Какой прогноз на 2022 год?
    В 2021 году финансовые показатели хорошие, в первую очередь благодаря работе на Северном потоке-2. В 2022 году, точно будет снижение по сравнению с 2021 годом. 
    В 2021 году Морспасслужба провела 246 аварийно-спасательных операций, в том числе, по поиску и спасению людей на море, снятию аварийных судов с мели, буксировкам, тушению пожаров на суднах, ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. 
    Из недавних наиболее запомнившихся аварийно-спасательных операций – в феврале 2021 года специалисты Морспасслужбы провели спасательную операцию в Керченском проливе с сухогрузом «April». Весь экипаж судна получил отравление газом и был эвакуирован нашими спасателями на берег в медучреждения. Ядовитый газ выделялся в результате взаимодействия перевозимого на судне груза – ферросилиция с водой, которая образовалась либо в результате отпотевания груза в трюме, или в результате небрежности при погрузке. Судно стояло на якоре без экипажа, начало крениться и тонуть. Спасатели нашего Азово-Черноморского филиала в течении нескольких дней проводили аварийно-спасательную операцию в изолирующих дыхательных аппаратах (время использования которых имеет технические ограничения) на фактически брошенном, обесточенном и тонущем судне. Спасатели и водолазы обнаружили и ликвидировали водотечность корпуса, откачали воду из машинного отделения и восстановили плавучесть судна.  В результате этой операции была предотвращена крупная экологическая катастрофа, которая могла нанести непоправимый вред экологии региона. Пять спасателей  Морспасслужбы были отмечены наградами Международной морской организации (IMO) «За исключительную храбрость на море».
    С ноября 2021 года по январь 2022 года продолжалась сложнейшая аварийно-спасательная операция в районе пролива Карские ворота в Арктическом регионе России. Две баржи с грузом нефтепродуктов (общее количество - 7 тыс. тонн дизтоплива и 170 тонн керосина) в штормовых условиях, под воздействием ледовых полей оказались на прибрежных камнях в Северо-Западной оконечности острова Вайгач. К месту аварии были направлены аварийно-спасательные суда со специальным оборудованием и спасателями на борту - МФАСС «Бейсуг» и «Спасатель Карев», а также транспортно-буксирные суда «Сейвал» и «Ясный». Баржи были покрыты сплошным ледяным покровом порядка 30-50 см и спасателям пришлось вручную откалывать лед для доступа к горловинам, лючкам, трубопроводам в условиях полярной ночи и отрицательных температур до минус 20 градусов. Обе баржи были поочередно сняты с камней, для чего пришлось откачать с них основную часть груза. Работа аварийно-спасательного флота осложнялась малыми глубинами и подвижками ледовых полей, что грозило посадкой на камни нашим судам. За два месяца работ спасатели не допустили загрязнения моря нефтепродуктами. 

    - Каковы итоги работы предприятия в 2021 году? Какой прогноз на 2022 год?

    - В 2021 году финансовые показатели хорошие, в первую очередь благодаря работе на Северном потоке-2. В 2022 году, точно будет снижение по сравнению с 2021 годом.  

    В 2021 году «Морспасслужба» провела 246 аварийно-спасательных операций, в том числе, по поиску и спасению людей на море, снятию аварийных судов с мели, буксировкам, тушению пожаров на суднах, ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. 

    Из недавних аварийно-спасательных операций – в феврале 2021 года специалисты «Морспасслужбы» провели спасательную операцию в Керченском проливе с сухогрузом April. Весь экипаж судна получил отравление газом и был эвакуирован нашими спасателями на берег в медучреждения. Ядовитый газ выделялся в результате взаимодействия перевозимого на судне груза – ферросилиция – с водой, которая образовалась либо в результате отпотевания груза в трюме, либо в результате небрежности при погрузке. Судно стояло на якоре без экипажа, начало крениться и тонуть. Спасатели нашего Азово-Черноморского филиала в течении нескольких дней проводили аварийно-спасательную операцию в изолирующих дыхательных аппаратах, время использования которых имеет технические ограничения, на фактически брошенном, обесточенном и тонущем судне. Они обнаружили и ликвидировали водотечность корпуса, откачали воду из машинного отделения и восстановили плавучесть судна.  В результате этой операции была предотвращена крупная экологическая катастрофа, которая могла нанести непоправимый вред экологии региона. Пять спасателей  «Морспасслужбы» были отмечены наградами Международной морской организации (IMO) «За исключительную храбрость на море».

    С ноября 2021 года по январь 2022 года продолжалась сложнейшая аварийно-спасательная операция в районе пролива Карские ворота в Арктическом регионе России. Две баржи с грузом нефтепродуктов (общее количество - 7 тыс. тонн дизтоплива и 170 тонн керосина) в штормовых условиях, под воздействием ледовых полей оказались на прибрежных камнях в Северо-Западной оконечности острова Вайгач. К месту аварии были направлены аварийно-спасательные суда со специальным оборудованием и спасателями на борту - МФАСС «Бейсуг» и «Спасатель Карев», а также транспортно-буксирные суда «Сейвал» и «Ясный». Баржи были покрыты сплошным ледяным покровом порядка 30-50 см и спасателям пришлось вручную откалывать лед для доступа к горловинам, лючкам, трубопроводам в условиях полярной ночи и отрицательных температур до минус 20 градусов. Обе баржи были поочередно сняты с камней, для чего пришлось откачать с них основную часть груза. Работа аварийно-спасательного флота осложнялась малыми глубинами и подвижками ледовых полей, что грозило посадкой на камни нашим судам. За два месяца работ спасатели не допустили загрязнения моря нефтепродуктами.

    Первоначально мы проходили сертификацию OPITO в течении полутора лет и проводим обучение по этим международным стандартам с 2017 года. В конце 2021 года нами успешно пройден ежегодный аудит OPITO. Все лицензии, стандарты и оборудование для обучения у нас имеются. В марте 2022 года OPITO присоединилась к санкционному режиму в отношении России. Все ранее аттестованные организации на территории России получили уведомления от OPITO о расторжении договоров. Обучение на курсах по международным стандартам по выживанию в море востребовано в офшорной индустрии России. Наш УТЦ продолжает обучение специалистов. Качественное обучение в нашем УТЦ хорошо известно на российском офшоре, однако теперь выпускник не получит ID номер диплома (OPITO регистрирует сертификаты в единой международной базе — прим. ред.), который присваивает OPITO. Повторяю, что прекращение отношений с OPITO никоим образом не сказывается на качестве обучения слушателей. Это важно для заказчика, который требует от своих работников прохождение обучения по выживанию на море, эвакуации из перевернутого и тонущего вертолета, например. 

    - Как отразится на обучающихся учебно-тренировочного центра «Морспасслужбы» то, что международная организация OPITO прекратила действие договора с учреждением?

    - Первоначально мы проходили сертификацию OPITO в течении полутора лет и проводим обучение по этим международным стандартам с 2017 года. В конце 2021 года нами успешно пройден ежегодный аудит OPITO. Все лицензии, стандарты и оборудование для обучения у нас имеются. В марте 2022 года OPITO присоединилась к санкционному режиму в отношении России. Все ранее аттестованные организации на территории России получили уведомления от OPITO о расторжении договоров. Обучение на курсах по международным стандартам по выживанию в море востребовано в офшорной индустрии России. Наш УТЦ продолжает обучение специалистов. Качественное обучение в нашем УТЦ хорошо известно на российском офшоре, однако теперь выпускник не получит ID номер диплома (OPITO регистрирует сертификаты в единой международной базе — прим. ред.), который присваивает OPITO. Повторяю, что прекращение отношений с OPITO никоим образом не сказывается на качестве обучения слушателей. Это важно для заказчика, который требует от своих работников прохождение обучения по выживанию на море, эвакуации из перевернутого и тонущего вертолета, например. 

    Какое влияние обстановка оказывает на международное сотрудничество в отрасли? 
    Запланированные на начало июня 2022 года международные учения с участием Норвегии «Баренц-2022» по инициативе норвежской стороны отменены, сотрудничество поставлено на паузу. 
    В 2023 году запланировано учение по ликвидации разливов нефти в Беринговом море с береговой охраной США. Вопрос также на паузе. 
    Надо понимать, что спасение людей абсолютно не зависит от международного сотрудничества, любви или нелюбви, каких-то антипатий или симпатий со стороны смежных с нами государств. Морспасслужба гарантирует выполнение международных обязательств Российской Федерации по поиску и спасению людей, терпящих бедствие в поисково-спасательном районе Российской Федерации. Кстати, международные Договоры о сотрудничестве в морском поиске, спасении, ликвидации разливов нефти никто не расторгал.
    - С учетом тяжело прогнозируемой ситуации в будущем, сохраняется ли план строительства флота для Морпасслужбы?
    Сегодня флот Морспасслужбы насчитывает 296 единиц. Все планы по новому строительству выстраивались годами. Прошел всего месяц с момента введения масштабных санкций. Цены на импортные комплектующие выросли, это очевидно. Изменятся логистические цепочки, но я уверен, что все будет построено. Вопрос только в увеличении стоимости и сроках. Всего в программе КПМИ заложено и уже законтрактовано строительство 16 судов для Морпасслужбы. Эти проекты уже практически «в железе», но срок, наверное, поползет вправо.
    Учитывая планы по росту грузопотока на Северном морском пути, сохранятся ли планы по дальнейшему расширению флота Морспасслужбы? 
    Существует государственная программа, направленная на развитие Северного морского пути, в рамках которой есть планы по строительству до 2030 года еще 23 аварийно-спасательных судов, а до 2035 года — еще 16 судов. Также есть проект строительства береговых баз на СМП, которые будут использоваться совместно с МЧС. В ближайшие годы должны появится береговые базы в Певеке, Дикси, Тикси. Это поможет, в случае необходимости, оперативно реагировать на ЧС. В 2021 голу Морспаслужба начала строительство собственной большой береговой базы в Мурманске.

    Спасение людей абсолютно не зависит от международного сотрудничества, любви или нелюбви, каких-то антипатий или симпатий со стороны смежных с нами государств. Международные договоры о сотрудничестве в морском поиске, спасении, ликвидации разливов нефти никто не расторгал

    - Какое влияние обстановка оказывает на международное сотрудничество в отрасли?

    - Запланированные на начало июня 2022 года международные учения с участием Норвегии «Баренц-2022» по инициативе норвежской стороны отменены, сотрудничество поставлено на паузу. В 2023 году запланировано учение по ликвидации разливов нефти в Беринговом море с береговой охраной США. Вопрос также на паузе. Спасение людей абсолютно не зависит от международного сотрудничества, любви или нелюбви, каких-то антипатий или симпатий со стороны смежных с нами государств. «Морспасслужба» гарантирует выполнение международных обязательств Российской Федерации по поиску и спасению людей, терпящих бедствие в поисково-спасательном районе Российской Федерации. Кстати, международные договоры о сотрудничестве в морском поиске, спасении, ликвидации разливов нефти никто не расторгал.

    - С учетом тяжело прогнозируемой ситуации в будущем, сохраняется ли план строительства флота для «Морспасслужбы»?

    - Сегодня флот «Морспасслужбы» насчитывает 296 единиц. Все планы по новому строительству выстраивались годами. Прошел всего месяц с момента введения масштабных санкций. Цены на импортные комплектующие выросли, это очевидно. Изменятся логистические цепочки, но я уверен, что все будет построено. Вопрос только в увеличении стоимости и сроках. Всего в программе КПМИ заложено и уже законтрактовано строительство 16 судов. Эти проекты уже практически «в железе», но срок, наверное, поползет вправо.

    - Учитывая планы по росту грузопотока на Северном морском пути, сохранятся ли планы по дальнейшему расширению флота? 

    - Существует государственная программа, направленная на развитие Северного морского пути, в рамках которой есть планы по строительству до 2030 года еще 23 аварийно-спасательных судов, а до 2035 года — еще 16 судов. Также есть проект строительства береговых баз на СМП, которые будут использоваться совместно с МЧС. В ближайшие годы должны появится береговые базы в Певеке, Дикси, Тикси. Это поможет, в случае необходимости, оперативно реагировать на ЧС. В 2021 году «Морспасслужба» начала строительство собственной большой береговой базы в Мурманске.

    Структура службы может измениться? 
    Она уже изменилась. После присоединения к нам остатков ФГБУ «Подводречстрой» мы получили не типичную для нас функцию – гидротехническое строительство. Последние 2 года Морспасслужба активно развивает это новое для нас направление.
    Всего в 2021 году было 246 аварийно-спасательных операций, сколько из них нефтеразливов?
    За 2021 год зафиксировано 137 разливов нефтепродуктов, в ликвидации которых принимали участие филиалы Морской спасательной службы. 137 – это в среднем 1 разлив в 2,5 дня. В 116 случаях из 137 не был установлен виновник разливов. По закону тот, кто наносит ущерб должен его возместить.  Во-первых, необходимо возместить стоимость работ по ликвидации загрязнения. Во-вторых, заплатить штраф Росприроднадзору и выплатить компенсацию нанесенного ущерба. Когда в подавляющей части нефтеразливов виноватых нет, это значит, что Морспасслужба за счет собственных средств проводит масштабные и затратные работы по ликвидации загрязнений, а Росприроднадзор не получает средств на восстановление ущерба природе.  
    Оценка недополученных средств из-за ущерба есть?
    Расходы Морспасслужбы по этой статье нам известны, но как я уже сказал – некому возмещать эти затраты, т.к. формально нет виновных. Я неоднократно и на разных уровнях говорил о том, что профильные надзорные органы плохо работают в части определения виновников загрязнений. 
    Средства, получаемые Морспасслужбой от приносящей доход деятельности вместо того, чтобы быть направленными на развитие предприятия, идут на покрытие расходов, которые учреждение несет при выполнении государственной задачи и на ликвидацию разливов нефти с неустановленным источником загрязнения. При этом, никто не отменял индексацию заработной платы персонала и спасателей и ее поддержание на конкурентоспособном уровне. Также существует проблема перетекания квалифицированных кадров плавсостава в коммерческие компании, где предлагают зарплату в 1,5 больше.

    - Структура службы может измениться? 

    - Она уже изменилась. После присоединения к нам остатков ФГБУ «Подводречстрой» мы получили не типичную для нас функцию – гидротехническое строительство. Последние два года мы активно развиваем это новое для нас направление.

    - Всего в 2021 году было 246 аварийно-спасательных операций, сколько из них нефтеразливов?

    - За 2021 год зафиксировано 137 разливов нефтепродуктов, в ликвидации которых принимали участие филиалы «Морспасслужбы». 137 – это в среднем 1 разлив в 2,5 дня. В 116 случаях из 137 не был установлен виновник разливов. По закону тот, кто наносит ущерб должен его возместить. Во-первых, необходимо возместить стоимость работ по ликвидации загрязнения. Во-вторых, заплатить штраф Росприроднадзору и выплатить компенсацию нанесенного ущерба. Когда в подавляющей части нефтеразливов виноватых нет, это значит, что «Морспасслужба» за счет собственных средств проводит масштабные и затратные работы по ликвидации загрязнений, а Росприроднадзор не получает средств на восстановление ущерба природе.  

    Средства, получаемые «Морспасслужбой» от приносящей доход деятельности вместо того, чтобы быть направленными на развитие предприятия, идут на покрытие расходов, которые учреждение несет при выполнении государственной задачи и на ликвидацию разливов нефти с неустановленным источником загрязнения

    - Оценка недополученных средств из-за ущерба есть?

    - Расходы «Морспасслужбы» по этой статье нам известны, но как я уже сказал – некому возмещать эти затраты, так как формально нет виновных. Я неоднократно и на разных уровнях говорил о том, что профильные надзорные органы плохо работают в части определения виновников загрязнений. Средства, получаемые «Морспасслужбой» от приносящей доход деятельности вместо того, чтобы быть направленными на развитие предприятия, идут на покрытие расходов, которые учреждение несет при выполнении государственной задачи и на ликвидацию разливов нефти с неустановленным источником загрязнения. При этом, никто не отменял индексацию заработной платы персонала и спасателей и ее поддержание на конкурентоспособном уровне. Также существует проблема перетекания квалифицированных кадров плавсостава в коммерческие компании, где предлагают зарплату в 1,5 больше.

    На сколько за счет коммерческих заказов в 2021 году дофинансировалась деятельность по госслужбе?
    - Необходимо утонить, что Морспасслужба получает государственное финансирование в размере порядка одной трети от расчетно необходимых средств, необходимых на выполнение государственного задания. Вся остальная деятельность, включая развитие предприятия, финансируется за счет внебюджетных средств, которые Морспасслужба зарабатывает на конкурентном рынке оказания услуг.
    - Сдвигаются ли сроки по реконструкции автомобильно-железнодорожной переправы Ванино - Холмск и переправе в Угольных Копях?
    - По Угольным Копям (Анадырь, Чукотский автономный округ) — 24 марта на объект направлена первая группа специалистов из 10 человек. В том регионе производственный цикл имеет свои ограничения в связи с климатическими особенностями. На зиму остановили работы. Первая группа начнет расконсервацию объкета и оборудования, ориентировочно через 10 дней приедет основная группа и возобновим работу. 90% стройматериалов завезено, мы должны закончить работы к концу сентября. 
    Первая очередь переправы Ванино – Холмск на о. Сахалин запланирована к вводу в эксплуатацию в октябре 2022 года. Вторая очередь — в 2023 году.
    В какой срок планируется ввести терминал в порту Пионерский?
    В данный момент проходит конкурентная процедура по определению субподрядчиков на проведение ряда строительно-монтажных работ. Работы по дноуглублению закончены. Вопрос по компенсации увеличения стоимости работ из-за удорожания стройматериалов прорабатывается. Решение найдено. Есть надежда, что сроки вода в эксплуатацию объекта будут соблюдены. 

    - На сколько за счет коммерческих заказов в 2021 году дофинансировалась деятельность по госслужбе?

    «Морспасслужба» получает государственное финансирование в размере около одной трети от расчетно необходимых средств, необходимых на выполнение государственного задания. Вся остальная деятельность, включая развитие предприятия, финансируется за счет внебюджетных средств, которые «Морспасслужба» зарабатывает на конкурентном рынке оказания услуг.

    - Сдвигаются ли сроки по реконструкции автомобильно-железнодорожной переправы Ванино - Холмск и переправе в Угольных Копях?

    - По Угольным Копям (Анадырь, Чукотский автономный округ) — 24 марта на объект направлена первая группа специалистов из 10 человек. В том регионе производственный цикл имеет свои ограничения в связи с климатическими особенностями. На зиму остановили работы. Первая группа начнет расконсервацию объкета и оборудования, ориентировочно через 10 дней приедет основная группа и возобновим работу. 90% стройматериалов завезено, мы должны закончить работы к концу сентября. 

    Первая очередь переправы Ванино – Холмск на о. Сахалин запланирована к вводу в эксплуатацию в октябре 2022 года. Вторая очередь — в 2023 году.

    - В какой срок планируется ввести терминал в порту Пионерский?

    - В данный момент проходит конкурентная процедура по определению субподрядчиков на проведение ряда строительно-монтажных работ. Работы по дноуглублению закончены. Вопрос по компенсации увеличения стоимости работ из-за удорожания стройматериалов прорабатывается. Решение найдено. Есть надежда, что сроки вода в эксплуатацию объекта будут соблюдены. 

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен