Парижское соглашение по климату предусматривает кардинальное сокращение потребления угля, нефти и природного газа безо всяких санкций. Нет никаких сомнений, что процесс декарбонизации в мире продолжится, что открывает перед Россией возможности развития газохимии и, в частности, производства метанола, который становится все более значимым видом топлива в том числе для судоходства.
В соответствии с Парижским соглашением по климату предусматривается удерживание роста глобальной средней температуры ниже 2C и приложение усилий для ограничения роста температуры в 1,5C в течение XXI века. Для достижения указанных целей потребление угля, нефти и природного газа в мире к 2050 году должно сильно сокращаться.
Так, потребление угля должно снизиться на 85-95%. «Уголь до 2024 года может сохранять еще свою рыночную нишу и даже увеличить ее из-за тех ситуаций, которые сейчас на глобальных энергетических рынках происходят, но уголь не вернется, уголь уйдет в историю», - сказал журналистам директор Центра по эффективному использованию энергии, координирующий ведущий автор доклада в рамках третьего тома Шестого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) Игорь Башмаков.
В соответствии с приведенными им данными, также ожидается сокращение потребления нефти на 30-60% (в зависимости от достижения цели обеспечения роста глобальной температуры на 1,5С или 2С).
Потребление природного газа, по разным прогнозам, может к указанному сроку как вырасти на 10%, так и сократиться на 40% (при обеспечении роста температуры на 2С) или даже на 60% (при обеспечении роста температуры на 1,5С).
Таким образом, и безо всяких санкций, контрсанкций и эмбарго России необходимо готовиться к сокращению потребления углеводородов в мире. Одна из перспективных ниш – развитие газо- и нефтехимических производств в припортовых зонах для более удобной логистики и экспорта, плавучих заводов. Об одном из таких проектов, ориентированных на производство полиэтилена в Усть-Луге, мы более подробно писали ранее.
Другим перспективным направлением газохимии может стать производство метанола, который может использоваться как в промышленности, так и в качестве топлива для транспорта. По оценкам аналитиков, к 2025 году спрос на метанол в мире увеличится в 1,5 раза и достигнет 122 млн тонн в год при текущем уровне производства в 60 млн тонн в год.
В настоящее время в России производится порядка 4 млн тонн метанола в год, а на экспорт идет менее 2 млн тонн в год. Лидерами производства метанола в России являются «Метафракс», «Сибметахим» и «Томет».
Среди новых проектов можно выделить плавучий завод по производству метанола компании «ФлотМетанол» на Ямале. Плавучие заводы могут использоваться, в том числе, для бункеровки судов, поскольку популярность метанола в качестве судового топлива растет быстрыми темпами.
Также можно упомянуть проект компании «Русхим» по строительству газохимического комплекса для переработки природного газа в метанол к 2026 году в Ненецком автономном округе (бывший «Печора СПГ»). Мощность завода по выпуску метанола на предприятии оценивается в 1,8 млн тонн в год, его отгрузки предполагается делать через терминал в Индиге. Понятно, что с экспортом в Европу теперь могут возникнуть сложности, однако азиатское направление никто не отменял.
О планах по строительству метанольных заводов в России также заявляли компании «Еврохим», «Сафмар», «ЛУКОЙЛ» и даже гонконгская Sirius Holding.
Метанол в судоходстве
Метанол является одним из наиболее перспективных видов топлива и на морском транспорте. Так, еще в 2015 году Stena стала первым судовладельцем в мире, переоборудовавшим паром для работы на метаноле.
Впрочем, в настоящее время речь идет, в основном, о т. н. «зеленом» метаноле, который производится из водорода, получаемого методом электролиза, и углекислого газа.
Например, в марте этого года группа Maersk вступила в стратегическое партнерство с CIMC ENRIC (Китай), European Energy (Дания), Green Technology Bank (Китай), Orsted (Дания), Proman (Швейцария) и WasteFuel (США) с намерением получать не менее 730 тыс. тонн «зеленого» метанола ежегодно к концу 2025 года. С запуском 12 крупных океанских судов, которые с 2024 года будут работать на «зеленом» метаноле, A.P. Moller – Maersk намерена ускорить декарбонизацию своего флота.
«Для перехода к декарбонизации нам необходимо значительное и своевременное ускорение производства экологически чистого топлива. «Зеленый» метанол — единственное доступное на сегодняшний день масштабируемое и готовое к использованию решение для транспортировки. Производство должно быть увеличено за счет сотрудничества во всем мире», - заявили в Maersk.
Также в марте классификационное общество DNV выдало сертификат одобрения в принципе (AiP) китайской судостроительной компании Dalian Shipbuilding Industry Company Limited (DSIC) за разработанный для судоходной компании COSCO SHIPPING Energy Transportation Limited (CSET) эскизный проект танкера типоразмера VLCC, способного работать на метаноле в качестве судового топлива. Отмечается, что это первый проект судна типоразмера VLCC на метаноле. Емкость топливных танков в 10 тыс. куб. м обеспечит судну 23 тыс. морских миль хода.
Кроме того, в январе текущего года финская Wartsila получила первый контракт на поставку пяти двигателей серии 32 для кранового судна, которые смогут использовать в качестве топлива метанол. В комплект поставки помимо самих двигателей входит система подачи метанолового топлива.
Хотя, как мы указали выше, ставка в судоходстве делается на «зеленый» метанол, часть рынка бункеровки судов, заходящих в порты России, могла бы приходиться и на метанол, производимый из природного газа, поскольку «зеленый» метанол пока малодоступен и дорог. В дальнейшем возможно и создание производств, направленных на производство «зеленого» метанола.