По данным ИАА «ПортНьюс», программа строительства рыбопромысловых и краболовных судов на российских верфях («квоты под киль») может быть пересмотрена из-за санкций, введенных в отношении России. Импортное оборудование, в том числе пропульсивные комплексы, дизели и техника для промысла, занимает значительную долю в судостроительных проектах. В ОСК подтверждают, что с заказчиками ведется работа по возможностям перепроектирования под российское оборудование. Эксперты полагают, что сложности с первым этапом программы инвестквот исключают в ближайшее время планы властей на второй.
Российские верфи, 40 лет почти не строившие рыбопромысловые и краболовные суда, с 2016 года получили массовый приток заказов. В рамках реформы отрасли рыбопромышленники обязаны покупать новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов. Крупнейших портфель заказов собрали предприятия северо-запада — Северная верфь, Адмиралтейские верфи, Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), калининградский судостроительный завод «Янтарь» (входят в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК), а также АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Заказы также получили дальневосточные предприятия (подробнее в спецпроекте «ПортНьюс» — Рыбный сезон судостроения).
Таким образом, программу по строительству рыбопромыслового флота в рамках «квот под киль» реализуют 16 судостроительных предприятий по всей стране, от Калининграда до Камчатки. Всего на первом этапе планировалось передать заказчикам 52 рыболовных судна и 38 краболовов (по данным Минпромторга на декабрь 2021 года). К концу 2021 года фактически верфи передали шесть рыбопромысловых и два краболовных судна.
По словам четырех источников «ПортНьюс» в отрасли, в зоне риска находятся контракты «Русской рыбопромышленной компании» (РРПК) на Адмиралтейских верфях (10 траулеров) и компании «Норебо» на Северной верфи (10 рыбопромысловых судов). В компаниях вчера заверили, что все соглашения действуют. «Ни одного случая расторжения контрактов по рыболовецким судам и другим проектам в сфере гражданского судостроения нет. Ведется работа с заказчиками по возможностям перепроектирования под российское оборудование», — добавили в ОСК.
Исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК) Сергей Несветов подтверждает, что планы по строительству оставшихся судов на ВСЗ (два сданы, строительство еще шести продолжается) сохраняются. Однако он отмечает необходимость отложить реформу рыбопромышленной отрасли, что стало бы реальной помощью бизнесу со стороны государства.
«В текущей нестабильной ситуации необходимо приостановить или отложить реформу отрасли. Учитывая сложности, с которыми столкнулись участники рынка в рамках первого этапа распределения инвестквот, а также крайнюю волатильность международной обстановки, подготовка и проведение второго этапа должны быть приостановлены до окончания сроков действия текущих договоров на закрепление квот», — считает Сергей Несветов.
По его словам, продолжение или аннулирование проектов будет зависеть от оценки инвесторами увеличения стоимости судов при замене поставщиков оборудования и продления сроков строительства. Замена оборудования повлечет за собой сдвиг сроков на 1-2 года, а цены на оборудование у альтернативных поставщиков уже сейчас растут в разы, подчеркивает он.
По словам генерального директора ВСЗ Александра Соловьева, импортное оборудование по контрактам с СЗРК закуплено и ввезено на 99%, поэтому риски по невыполнению контрактов в срок и по заключенной цене по этим заказам меньше. Отчасти, признается он, наличие всего оборудования к 2022 году объясняется тем, что строительство в России первых с советских времен рыбопромысловых судов затягивается: контракты с заказчиком были заключены еще в 2016-2017 годах, соотвественно, закупки оборудования велись в 2017-2018 годах, когда волатильность хоть и существовала, но находилась в более рациональных рамках.
Потенциальное расторжение контрактов крупнейшими участниками отрасли, которые инициировали переход с исторического на аукционный принцип распределения квот, предусматривающий обязательства по строительству судов на российских верфях, подтверждает, что реформа, поддержанная Росрыболовством, практически провалилась, полагает глава информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. Он считает, что вслед за этим могут последовать как кадровые решения в отрасли, так и структурные изменения среди участников рынка.
Общий объем заявленных инвестиций по механизму инвестиционных квот достиг 215 млрд рублей, из которых около 190 млрд рублей планируется вложить в строительство флота, сообщал глава Росрыболовства Илья Шестаков.
По словам собеседника «ПортНьюс» на рынке, рапортуемые до этого ударные темпы импортозамещения сейчас будут подвержены критической оценке. Вероятно, полагает он, процесс замещения дизелей, пропульсивных комплексов, кранов займет несколько лет, на которые будут продлеваться сроки контрактов на верфях. Впрочем, подчеркивают источники агентства, технику все еще могут поставить производители Турции, Индии и Китая, но цена будет полностью зависеть от желаний подрядчика, который, не сомневаются они, ее повысит.
По достраивающимся на верфях рыбопромысловым судам судостроители могут столкнуться с тем, что иностранные компании не приедут на пуско-наладочные работы отмечает другой собеседник «ПортНьюс» в отрасли. Однако это решается привлечением отечественных специалистов, но с потерей гарантии, говорит он.
В целом, прогнозируют собеседники «ПортНьюс», добавляя популярную фразу — «нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради 300% прибыли» — и Wärtsilä, и MAN могут вернуться на рынок, скорректировав прозрачность и цену взаимодействия с российскими покупателями.
Вопреки опасениям экспертов, пока все действующие контракты на строительство гражданского флота для рыбопромышленной отрасли на данный момент остаются в силе. «Все 10 контрактов на строительство 10 траулеров действуют», — заявили в РРПК. «Планируем построить все суда», — прокомментировал «ПортНьюс» ситуацию заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников.
В пресс-службе Росрыболовства подчеркнули, что на стадии строительства на верфях находятся 37 рыбопромысловых судов, из которых 17 спущены на воду. «В настоящее время, учитывая сложившуюся ситуацию с введением международных санкций, включающих приостановку поставок необходимого оборудования, Росрыболовство предлагает рассмотреть возможность продления срока реализации проектов по строительству судов на 2 года», — добавили в ведомстве. Законопроект по второму этапу механизма инвестиционных квот проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти, добавили там.
«Несмотря на объективные сложности, очевидно, что реализация программ строительства рыбопромысловых судов критически важна для экономической безопасности страны. Мы видим, что российские авиаперевозчики уже практически лишились возможности работать, сделав ставку на импортные самолеты. Чтобы не столкнуться с аналогичной ситуацией, необходимо продолжать начатое строительства флота. В противном случае, к 2030 году большая часть действующих сегодня судов достигнут среднего возраста около 40 лет. Это недопустимый срок эксплуатации. В нынешних обстоятельствах, безусловно, необходима дополнительная поддержка инвесторов и верфей со стороны государства», — заключает президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.