Танкерный фрахт: было бы счастье…
В начале 2022 года китайские коронавирусные локдауны спровоцировали падение ставок фрахта на танкеры. Ситуация изменилась с началом конфликта на Украине, спровоцировавшем ажиотажный спрос на нефть, которая могла бы заменить поставки из России, с одновременным ростом стоимости бункерного топлива. Аналитики прогнозируют дальнейший рост спроса на танкеры в текущем году, в том числе благодаря перенаправлению экспорта российской нефти из Европы в Китай.
За период с 24 февраля 2022 года на текущую дату цены на нефть выросли на 20%, а средняя цена на бункерное топливо – в 1,5 раза. Это явилось следствием запрета США и Великобритании на импорт нефти из России и угроз отказа от российской нефти в странах ЕС. Отметим, что только США в 2021 году в сутки импортировали из России почти 700 тыс. баррелей сырой нефти и нефтепродуктов.
В свою очередь, потребители нефти и нефтепродуктов стали активно искать альтернативные пути поставок, что спровоцировало и рост спроса на танкерные перевозки. Отметим, что ставки фрахта на танкеры с начала года находились на низких уровнях, а то и в отрицательной зоне (если говорить о сегменте VLCC). Так, по данным MOL, основанным на исследовании Clarksons Research, ставки фрахта на танкеры типоразмера VLCC (на маршрутах в Японию) в январе-феврале опускались до -$10 тыс. в сутки, однако после 24 февраля резко выросли до $2,5 тыс. в сутки. Резкий рост продемонстрировали и ставки в сегменте продуктовозов: так, тарифы для танкеров типоразмера MR поднялись с менее чем $5 тыс. в сутки до более $7,5 в сутки, для типоразмера LR - с примерно $1 в сутки до почти $2 тыс. в сутки.
Аналитики также фиксируют резкий рост цен на фрахт танкеров с сырой нефти на маршрутах из Хьюстона в Роттердам, из Африки в Великобританию, с Ближнего Востока в Китай и Японию, что свидетельствует о срочном поиске замены поставкам из России. Указывается, что независимые китайские НПЗ также предпочитают пока не связываться с нефтью из России.
При этом для судов типоразмера Aframax, работающих в Средиземноморском бассейне, вводятся премии за военные риски.
На все это накладывается и рост цен на бункерное топливо, что также приводит к росту стоимости фрахта.
С другой стороны, пандемия коронавируса по-прежнему является фактором, оказывающим давление на спрос. Речь идет о распространении штамма «омикрон» в Китае, из-за чего в этой стране останавливаются некоторые производства и приостанавливается транспортное сообщение в ряде районов.
«Мы корректируем нашу оценку спроса (на нефть и нефтепродукты – Ред.) в Китае в сторону понижения, наблюдая за ситуацией с пандемией и соответствующими мерами правительства», - сказал Сунь Цзянань, аналитик Platts Analytics S&P Global Commodity Insights.
Аналитики из Пекина, Шэньчжэня и Гуанчжоу поддержали прогноз снижения спроса, причем некоторые из них ожидали снижения спроса на нефтепродукты примерно на 4% по сравнению с их первоначальным прогнозом.
В дополнение к авиатопливу, ожидается, что коронавирусные локдауны снизят спрос на газойль, использующийся для грузоперевозок, а также бензин для городского транспорта.
Впрочем, как ожидается, Китай будет постепенно смягчать ограничения в течение года, чтобы стимулировать экономический рост в связи с меньшей летальностью штамма «омикрон» по сравнению с «дельтой».
В целом, аналитики прогнозируют, что ставки фрахта на танкеры в 2022 году будут оставаться на относительно высоких уровнях.
«Рост ставок будет происходить на фоне очень сильного ценового стимулирования, потому что Китай может импортировать больше сырой нефти в этом году, а Иран может вновь выйти на экспортные рынки, если он достигнет соглашения с Соединенными Штатами по своей ядерной программе, - говорится в комментарии консалтинговой компании CGS-CIMB Research. - Это также связано с вероятностью того, что экспорт российской сырой нефти будет перенаправлен в Китай из Европы, что впервые повысит годовой спрос на танкеры в тонно-милях после трех последовательных ежегодных падений».