Как Россия выводила свои грузы из портов Украины
Объем перевалки российских внешнеторговых грузов через морские порты Украины за последние восемь лет сократился почти вчетверо. В 2021 году он составил 1,8 млн тонн, большая часть пришлась на руду, грузопоток которой в 2020-21 годах был оперативно перенаправлен в российский порт Усть-Луга. Впрочем, украинские порты продолжали играть определенную роль, например, в зерновой логистике.
В последние восемь лет, после крымских событий, Россия быстрыми темпами сокращала свою зависимость от морских портов Украины. Так, если в 2013 году объем российских внешнеторговых грузов, которые шли через Украину, превышал 10 млн тонн, то по итогам прошлого года он сократился до 1,8 млн тонн.
Изменилась и структура грузопотока: если по итогам 2013 года большая часть приходилась на наливные грузы и уголь, то по итогам 2021 года почти весь объем приходился на руду, которая перегружалась, в основном, через порт Южный в Одесской области и в менее значительных объемах через порт Измаил. Планомерное снижение доли российских грузопотоков объяснялось постепенным вводом все новых портовых мощностей в самой России.
Объем перевалки российской руды через порты Украины в 2021 году резко, а именно вдвое, снизился в сравнении с 2019 годом: российский холдинг «Металлоинвест» переориентировал свой грузопоток в Усть-Лугу на новый терминал «Ультрамар», который в этом году выходит на полную мощность. В рамках договора с «Ультрамаром», который начал действовать с 1 октября 2020 года, новый терминал будет ежегодно переваливать 2,5 млн тонн окатышей и горячебрикетированного железа (ГБЖ) «Металлоинвеста».
«Новый терминал позволяет обеспечить соблюдение всех требований сохранности продукции при отгрузке. Запуск терминала в Усть-Луге расширяет наши экспортные возможности, дает дополнительную гибкость в диверсификации поставок, позволяет сократить транспортные издержки», - прокомментировал заместитель председателя совета директоров УК «Металлоинвест» Вахтанг Кочаров.
С уходом руды из портов Украины можно сказать, что никакой зависимости от украинских гаваней у России не осталось.
С другой стороны, Украина, все же, играла определенную роль в азово-черноморской логистике России. Как рассказали «ПортНьюс» в Южной региональной ассоциации морских агентов (ЮРАМА), одна из проблем портов Южного бассейна России в части балкерных грузов - недостаточность глубин. Поэтому балкеры, которые шли загружаться зерном в порты России, для полной загрузки были вынуждены дозагружаться в украинских портах.
Одной из мер отказа от такой схемы стала рейдовая перевалка, обсуждение запрета которой в России ведется с 2020 года. В прошедшие годы экспортерами отечественного зерна была реализована логистическая схема, подразумевавшая перегрузку зерна на крупный балкер в порту Кавказ.
«В порту Кавказ ставят большой балкер и с Азова, с Волги через Дон туда идут через Керченский пролив небольшие суда. Они загружают большой балкер зерном. Они частично оттянули груз с Украины», - рассказали «ПортНьюс» в ЮРАМА.
Отметим, что проблема недостаточных глубин в российских портах Южного бассейна уже решается. Так, в Новороссийске началось проектирование глубоководных причалов для экспорта зерна. Предполагается строительство новой пристани, а также модернизация терминалов, что позволит увеличить пропускную способность экспортной инфраструктуры на 9 млн тонн в год.
Кроме того, ООО «Азовский морской терминал» в порту Азов планирует построить многопрофильный перевалочный комплекс зерновых культур и генеральных грузов пропускной способностью от 1,5 млн тонн в год с возможным увеличением до 2 млн тонн в год.
Дополнительная грузовая база в объеме до 4 млн тонн в год может быть добавлена и за счет реализации проекта по обеспечению круглогодичной навигации по маршруту Астрахань – Ростов-на-Дону (т. н. «южная подкова»).
Как бы ни развивались дальнейшие события и какие бы санкции не накладывались, можно с уверенностью предположить, что экспорт российского зерна и руды будет продолжен, поскольку слишком много экономик мира, в том числе нейтральных по отношению к России, в нем заинтересован. Поэтому развитие собственной глубоководной портовой инфраструктуры, ориентированной на перевалку балкерных грузов, будет оставаться одной из приоритетных задач.