Правительство России утвердило Концепцию развития круизного туризма в России до 2024 года. На пути ее реализации, впрочем, стоит ряд проблем, среди которых выделяются необходимость обновления и строительства флота и снятие избыточных требований к инфраструктуре.
Круизная отрасль в России в последние годы, со скидкой на пандемию, развивалась, в целом, неплохо: модернизировались теплоходы, строились новые, появлялись новые маршруты, в том числе экспедиционные.
Действительно, как рассказал «ПортНьюс» генеральный директор компании «Инфофлот», занимающейся реализацией и продвижением круизов, Андрей Михайловский, в последние два-три года наблюдается всплеск интереса россиян к круизному отдыху.
«Сейчас на подъеме всплеск интереса к любым круизам: внутрироссийским, речным, морским, хотя он и сдерживается пандемией. Для этого, конечно, нужны деньги, финансирование на запуск маршрутов, их раскрутку, создание инфраструктуры», - говорит Андрей Михайловский. По его словам, усилия должны прилагать и местные власти, которым необходимо работать над повышением туристической привлекательности своих территорий.
Если говорить о круизах в отдаленные регионы Севера и Дальнего Востока, а также экспедиционных рейсах, то, по мнению эксперта, интерес к ним был всегда, но не было предложения. Теперь такое предложение появляется и круизные компании активно осваивают эту нишу.
«Действительно, сейчас ходит круизное судно по Енисею, в следующем году стартует круизное движение на Оби и Иртыше... на Байкале уже есть многодневные туры, на р. Лена тоже есть круизное судоходство. То есть появляются достойные предложения. Хотя надо понимать, что организация таких рейсов тяжела финансово, сезон сильно ограничен... но пока (и в прошлом году и уже в этом) отмечается определенный ажиотаж в данном сегменте», - пояснил Андрей Михайловский.
В целом глава «Инфофлота» оценивает развитие круизного сегмента в последние годы положительно: «То, чего раньше не хватало круизам – это их популяризации, и государство в этом было весьма успешным. Например, туристический кэшбэк для круизных туристов предоставляется на более привлекательных условиях, чем для туристов, путешествующих наземным транспортом. Рост привлекательности круизов приводит к увеличению количества людей, которым они нравятся и которые возвращаются, зовут своих друзей, тем самым повышая заполняемость рейсов. Полагаю, что к настоящему времени круизный сегмент достиг уже такого уровня, когда он может полноценно конкурировать с другими видами отдыха. Массовый приток новых клиентов наблюдается в последние два года, вырос как объем спроса, так и предложения».
Говоря о кэшбэках и влиянии пандемии мы, со своей стороны, можем привести простой пример с круизным лайнером «Князь Владимир», чьи рейсы, проданные по программе кэшбэка от Ростуризма, отменялись из-за отсутствия санитарного свидетельства. При этом маршрут круиза пользовался высокой популярностью среди туристов. Остается лишь надеяться, что лайнер сможет работать в сезон 2022 года.
Помимо прочего, Концепция развития круизного туризма в России обозначает необходимость открытия новых туристических направлений как для морских, так и для речных круизов. Это, в свою очередь, требует наличия соответствующего флота, отвечающего современным стандартам комфортности.
Действительно, как прокомментировал «ПортНьюс» заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов, главная проблема сейчас для круизного сегмента - это обновление и строительство флота.
«Главное - это обновление круизного флота, как речного, так и морского (которого у нас почти нет). По нашему мнению, для этого необходимо увеличение утилизационного гранта с 15% хотя бы до 30% с целью снижения стоимости судна. С учетом короткого сезона навигации для речных судов и высокой стоимости новых, их строительство оказывается неподъемной ношей для бизнеса», - говорит Константин Анисимов.
Представитель Росморречфлота пояснил, что из работающих 100 круизных судов возраст порядка 40 судов превышает уже 60 лет и срок их службы вряд ли можно будет продлить более, чем еще на десять лет.
«Это теплоходы, которые строились в 50-е годы прошлого века, проектов 588, 2637, 305... Они уже прошли несколько модернизаций, у них высокий уровень износа корпусов, достигнуты пределы работы главных двигателей. Какие-то судовладельцы сумеют их поддерживать в этом состоянии, но это становится все менее и менее рентабельно. Они устарели и морально: маленькие каюты и пространства, отсутствует приточно-вытяжная вентиляция и т.д. Динамика списания этих судов и вывода их из эксплуатации достаточно высокая, они постепенно уходят», - пояснил Константин Анисимов.
Еще порядка 50 судов были построены в 70-80-е годы и срок их службы, с учетом модернизации, может составить еще десятки лет. Тем не менее, упомянутые возрастные 40 судов осуществляют более короткие рейсы и соответственно, перевозят больший объем пассажиров, поэтому проблема обновления флота стоит крайне остро.
Говоря об инфраструктурных ограничениях Константин Анисимов отметил, что в этой части существенных проблем нет: «узкие места» на внутренних водных путях будут ликвидированы к 2025 году, а причальная инфраструктура развивается достаточно активно.
Отметим в этой связи, что утвержденная Концепция говорит о мерах господдержки строительства нового флота довольно абстрактно, а речи о повышении размера утилизационного гранта не идет. Документ ограничивается лишь указанием на необходимость продления программы льготного лизинга круизных судов на внутренних водных путях и самого механизма судового утилизационного гранта.
От себя также добавим, что если говорить о такой инфраструктуре, как пассажирские вокзалы, то здесь существует проблема избыточных требований к их оборудованию в целях обеспечения транспортной безопасности, что увеличивает стоимость их создания и содержания при том, что пассажиропоток на данных объектах невелик и несопоставим с пассажиропотоком на городском общественном транспорте. О том, как будет решаться эта проблема, в Концепции также нет ясных указаний, зато содержится абзац, гласящий, что «безусловным приоритетом развития круизного туризма является обеспечение безопасности туристов, которое должно осуществляться с учетом требований к обеспечению обороны страны и безопасности государства».
Подводя итог скажем, что, на наш взгляд, утвержденная Концепция, хотя и ставит амбициозные задачи, мало раскрывает пути решения имеющихся проблем. Будем надеяться, что предложения профильных ведомств и бизнес-сообщества найдут свое отражение уже в «дорожной карте» по реализации данной Концепции.