Комитет по природопользованию охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (КПП ООС И ОБЭБ) в 2022 году объявит тендеры на рекордную сумму около 1 млрд рублей по работам, включающим дноуглубление и очистку рек. Основным подрядчиком в этом сегменте является подведомственный администрации города ГУП «Экострой». Частные игроки рынка отмечают, что тендеры обычно проходят без конкуренции, а стоимость услуг, по их оценке, завышена. Собеседники «ПортНьюс» объясняют это сложностью работ в городе по сравнению с другими регионами.
Расходы на мероприятия по охране водных объектов Санкт-Петербурга в 2022 году составят около 1 млрд рублей, это рекордный объем финансирования, сообщили «ПортНьюс» в профильном комитете. Наиболее крупные объекты 2022 года — это начало работ по экологическому восстановлению реки Новой, продолжение мероприятий по дноочистке рек Карповка и Глухарка, оздоровлению Никольского пруда в Петергофе, а также уборка водных объектов от наплавных загрязнений и мусора. В 2022-2023 годах за счет средств федерального бюджета запланирован ремонт гидротехнических сооружений (ГТС) на Кузьминском водохранилище.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2021 году портфель заказов ГУП «Экострой» составил 706,1 млн рублей. Доля КПП ООС И ОБЭБ в нем превышает 90%. Выручка «Экостроя» в 2020 году составила 490 млн рублей, чистая прибыль — 3,2 млн рублей. На балансе ГУП «Экострой» находится 24 гидротехнических сооружений, у ГКУ «Ленводхоз» — 102 ГТС.
В крупнейших тендерах — расчистки русла реки Глухарки (247,3 млн руб., объем подчистки грунта – 63,3 тыс. куб. м) и очистке донных отложений Никольского пруда в Петергофе (96,8 млн руб., 18 тыс. куб. м) — кроме ГУПа участвовали ООО «Дидал-СК» (снизил начальную цену контракта на 5%) и ООО «Подрядчик» (не изменял предложение). Однако победителем аукционов был признан «Экострой».
Средняя цена подчистки 1 куб. м грунта в этих аукционах, говорит один из участников рынка, составляет 3,9-5,4 тыс. рублей. Работы стоили дороже только на реке Карповке (почти 6 тыс. руб. за 1 куб. м) и в прудах Фермского парка в Пушкине (5,9 тыс. рублей). В 2021 году ГУП «Экострой» расчистил более 3 км донных отложений на реках и каналах Петербурга. Протяженность расчищенного русла, поясняют в комитете, не всегда напрямую связана с объемом извлекаемых донных отложений.
«В морских портах стоимость дноочистных работ, которая достигает 2 тыс. рублей за 1 куб. м, уже является крайне высокой», — говорит собеседник «ПортНьюс». По мнению опрошенных «ПортНьюс» экспертов, в среднем стоимость работ в акватории моря составляет 1 тыс. руб., а на реке — около 0,3,-0,4 тыс. рублей.
Так, согласно последним тендерам, аналогичные работы в порту Владивосток оцениваются в 1,3 тыс. руб. за 1 куб. м, а на участке Волго-Каспийского морского судоходного канала — в 357 рублей за 1 куб. м.
По словам заместителя председателя комитета Михаила Страхова критерии, согласно техническому заданию конкурсов по очистке рек и каналов Петербурга, предполагают наличие у подрядчика необходимой квалификации, опыта выполнения соответствующих работ и производственных мощностей.
«Для рек и каналов Петербурга характерно наличие большого количества подводных коммуникаций, инженерных сетей, при работе вблизи которых необходимо соблюдать охранные зоны, где используются щадящие способы проведения дноочистки, например, гидромонитор, с помощью которого донные отложения размываются под большим напором воды. На участках русла, где отсутствуют подводные коммуникации, извлечение донных отложений осуществляется земснарядом или экскаватором», — говорит Михаил Страхов в беседе с «ПортНьюс».
Кроме этого, на цену контракта влияет транспортировка грунта на полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО) Ленобласти, которые находятся в среднем в 40-60 км от места работ, комментирует он ценообразование работ. В комитете опровергают отсутствие конкурса по тендерам предыдущих годов и тезис о завышении стоимости. «Если цена, по мнению некоторых участников рынка, завышена, то это наоборот должно привлекать большее число компаний к закупке, позволяя им предлагать более низкую цену и выигрывать конкурс», – утверждает Михаил Страхов.
Работы осложнены географическим положением Петербурга, объясняет он.
«Земмашина либо экскаватор извлекают донные отложения и размещают их в шаландах. Катер серии КС формирует шаланды в караван, далее буксир транспортирует караван к месту размещения донных отложений. При этом сложные гидрометеорологические и гидрологические условия — сгонно-нагонные явления, сильные ветры, подъем уровня воды, вследствие чего исключен проход шаланд под мостами и запрещен их выход в акваторию порта — приводят к периодическим простоям в ходе выполнения дноочистных работ, наступление и продолжительность которых сложно прогнозируемы. Таким образом, дноочистные работы на центральных реках и каналах Петербурга можно выполнять в достаточно узком диапазоне уровней воды, направлений и скоростей ветров», – поясняет он.
Собеседники «ПортНьюс» в ФБУ «Администрация «Волго-Балт» и Росморречфлоте подтверждают сложность работ в акватории Петербурга.
В 2019 году экономический блок правительства Петербурга активно обсуждал инвентаризацию подведомственных Смольному учреждений (в городе работает более 35 ГУПов) с региональным отделением Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Власти планировали акционировать и реорганизовать часть ГУПов, ряд преобразовать в госучреждения, остальные ликвидировать или приватизировать. В частности, был разработан список и представлены сроки внесения изменений в организационно-правовую форму предприятий. Один из сценариев предполагал объединение ГУП «Экострой» и «Пиларн»: первое занимается ликвидацией и обработкой опасных отходов в акваториях, второе — мониторингом и ликвидацией аварийных разливов нефти. Часть их видов деятельности планировалось акционировать, а объединенное предприятие сделать госучреждением. Впрочем, с 2020 года, после ухода из администрации вице-губернатора Евгения Елина, никаких действий в отношении подведомственных структур принято не было.