• 20 августа 2008

    Туапсинский простой

    Докеры ОАО “Туапсинский морской торговый порт” практически неделю отказываются выходить на работу, требуя от руководства компании погасить задолженность по заработной плате. В результате приостановленной работы в порту скопилось 16 железнодорожных составов с углем и металлом, а железная дорога объявила конвенцию на отгрузку любых грузов в адрес предприятия. Эксперты пока не оценивают убытки клиентов порта, но уже сегодня прогнозируют существенное падение грузооборота ТМТП.

     

    Взаимное несогласие

     

    Как утверждает профком порта, более двухсот работников не бастуют: они ждут, когда администрация порта исполнит решение Туапсинского городского суда, обязавшее компанию выплатить портовикам недополученные деньги, а также произвести перерасчет заработной платы за тот период, когда в порту были зафиксированы факты нарушения прав работников по выплате зарплаты. В профкоме предприятия полагают, что перерасчет должен быть произведен на 800 работников за последние 15 лет.

    Со своей стороны в ТМТП поведение работников не рассматривают как забастовку. “Чтобы предприятие стало должником по выплате заработной платы перед работником, - говорится в пресс-релизе ТМТП, - деньги сначала должны быть начислены. И если начисленные средства работник не может получить, только в этом случае работу можно приостанавливать на законных основаниях. Но самого начисления в порту еще не произошло”. Администрация порта полагает, что “поскольку правовые основания для прекращения работы не возникли, то действия, связанные с неисполнением работником возложенных на него трудовых обязанностей по его вине (то есть невыход на работу) квалифицируются как дисциплинарный проступок, за совершение которого работодатель имеет право применить взыскания и наказания”.

    При этом порт обещает погасить долги до конца текущего года. Перерасчет оплаты труда за работу в ночную смену будет сделан поэтапно на основании заявления работника. Выплата денежных средств работникам будет производиться с одновременным начислением денежной компенсации с учетом ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день задержки. Однако, как отмечает пресс-служба, соответствующее предложение администрации ТМТП работниками порта было отвергнуто. По мнению экспертов, конфликт мог быть улажен с участием администрации Кубани, подобно тому, как был решен аналогичный конфликт в Морском порту Санкт-Петербург с вмешательством администрации города.

     

    Порт закрыт

     

    В связи с забастовкой в порту прекращена перевалка сухогрузов. Приостановка работы привела к срыву вывоза экспортного угля с предприятий Кузбасского угольного бассейна. Еще одна монополия - ОАО “Российские железные дороги” - уже пострадала от забастовки. Как пояснили в Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД), значительная часть  железнодорожных составов с углем, металлом и зерном из-за остановленной перевалки грузов скопилась на подходе к станции Туапсе. ОАО “РЖД” с 14 августа ввело конвенцию на отгрузку любых грузов в адрес ТМТП. На сегодняшний день на подходах к порту простаивает 16 железнодорожных составов. По данным на 18 августа в направлении порта стоял 1371 вагон с углем и 245 вагонов с металлом.

    Между тем эксперты предрекают существенное падение грузооборота порта, если в ближайшее время не будет урегулирован конфликт между администрацией и докерами. Снижение перевалки в первую очередь произойдет по позициям угля, металлов и зерна, то есть тех грузов, которые обрабатываются в сухогрузном районе докерами-механизаторами. В результате аналогичного конфликта по итогам 2007 года общий грузооборот ТМТП снизился на 8% до 19,5 млн. тонн. При этом перевалка сухогрузов из-за забастовки докеров была снижена на 21%. В том конфликте не пострадала перевалка нефтепродуктов, которая ведется преимущественно на собственном терминале Роснефти по перевалке нефтепродуктов “Туапсенефтепродукт”.

     

    ОАО “Туапсинский морской торговый порт” – крупнейшая стивидорная компания порта Туапсе. Глубоководный порт с круглогодичной навигацией специализируется на перевалке нефтеналивных грузов, угля, руды, черных и цветных металлов. . Основными экспортерами и импортерами грузов являются страны Средиземноморского бассейна, Западной и Северной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индия, США и Канада. Общий грузооборот порта превышает 20 млн. тонн грузов ежегодно, из которых нефтепродукты составляют более 14 млн. тонн, сухогрузы - около  5,5 млн. тонн. Основными акционерами ТМТП являются “Новолипецкий металлургический комбинат” (69,4% акций) и Росимущество (25%).

    Софья Винарова

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен