По данным «ПортНьюс», российские производители угля в начале 2022 года столкнулись с дефицитом провозной способности железной дороги на подходах к портам Северо-Запада, что грозит невыполнением согласованных сделок по поставкам европейским заказчикам. Несколько стивидоров портов российской Балтики сообщили «ПортНьюс», что объемы перевозок, согласованные с ОАО «РЖД» на январь, ниже заявленных на 30%. В монополии подтвердили введенные ограничения, но связывают их с низкой обработкой грузов в портах, в том числе из-за морозов.
Российские производители угля в январе испытывают дефицит провозной способности железной дороги для закрытия согласованных сделок по поставкам угля в Европу в портах Северо-Запада РФ. Об этом сообщили «ПортНьюс» несколько крупнейших российских компаний, а также подтвердили стивидоры, работающие в портах Петербурга, Усть-Луги, Высоцка и Мурманска.
На одном из морских терминалов Северо-Запада отметили среди причин снижения объемов поставки угля дефицит тягового подвижного состава и неритмичность поставок вагонов на припортовые станции. Так, сообщили там, без движения с просроченным сроком доставки простаивают почти 600 вагонов, отправленных в адрес терминала. С середины декабря 2021 года среднесуточный подвод поездов на припортовую станцию составляет менее 400 вагонов в сутки, что примерно на 30% ниже договорной перерабатывающей способности.
«Заявки большинства клиентов были срезаны на 30%, компании подавали дополнительные запросы на восполнение объемов и ожидают решение монополии», — говорит источник «ПортНьюс» в одной из логистических компаний. По мнению участников рынка, напряженность с перевозками может сохраниться до 15 января.
В Октябрьской железной дороге (филиал ОАО «РЖД») вопросы «ПортНьюс» переадресовали в монополию. В РЖД ситуацию связывают с тем, что в первые дни 2022 года погрузка в адрес портов выросла на 3,8%, при этом средняя выгрузка на морских терминалах составляет 58% от их перерабатывающей способности. «Среди причин - отказы перегрузочного оборудования, неготовность к работе со смерзшимся грузом, переполнение складских площадей из-за задержек подхода торгового флота. В результате происходит сверхнормативное скопление вагонов на припортовых станциях», — сообщили в РЖД, подчеркнув, что в некоторых терминалах обработка снизилась почти в 2 раза, так как смерзшийся уголь выгружают грейфером.
В связи с этим, подтвердили в РЖД, для нормализации ситуации в январе пришлось ввести 17 ограничений на погрузку в адреса отдельных операторов морских терминалов и припортовых нефтебаз. Это сдерживает погрузку экспортных грузов и затрудняет движение грузовых поездов на припортовых железных дорогах, добавили в РЖД.
В 2021 году погрузка на сети РЖД составила около 1,28 млрд тонн, что на 3,2% больше, чем за предыдущий год. Железными дорогами за отчетный
период погружено 371,7 млн тонн (+5,2% к 2020 году) каменного угля. По данным «ПортНьюс», погрузка угля в российские порты в январе-октябре 2021 года выросла на 11,7% - до 153,1 млн тонн, из них 50,2 млн тонн (+7,3% к 10 месяцам 2020 году) обработали порты Севера-Запада, при том, что рост погрузки по восточным портам России составил 2,7%.
Всего за 2021 год северо-западные порты РФ обработали почти 59 млн тонн угля на экспорт — основную часть перевалил порт Усть-Луга (около 68%), следующими по объему обработки идут Мурманский порт, порт Высоцк, Кандалакша, Выборг и Калининград. По данным на осень 2021 года крупнейшими импортерами российского угля были Нидерланды (почти четверть объема перевалки портов российской Балтики), Марокко (14%), Германия (11%), Бразилия (8%), Италия (7%) и Франция (4%). Российские производители поставляют уголь еще в 26 стран.
По мнению главы аналитического агентства Infranews Алексея Безбородова, определять ответственность за срыв поставок преждевременно — прошло всего семь дней нового года. Кроме этого, подчеркивает он, в силу коммерческой тайны грузоотправители и РЖД не раскрывают данные о заявках компаний и согласованном фактическом объеме перевозки, что осложняет объективную оценку ситуации. Эксперт полагает, что проблема с отгрузкой угля в портах Северо-Запада разрешится в ближайшие дни.
Однако в аналитическом агентстве САА полагают, что ситуация, сложившаяся с отгрузками угля в порты Северо-Запада, помимо финансовых потерь для российских поставщиков, несет и репутационные риски из-за срыва контрактных обязательств перед европейскими потребителями.
Логистические проблемы с отгрузками угля в адрес портов Северо-Запада начались с IV кв. 2021 года, поясняют в САА. «Мы не видим причин для улучшения ситуации, как минимум, в краткосрочной перспективе», — отмечают там, приводя в пример крупнейший угольный терминал в Балтийском регионе РФ — «Ростерминалуголь», который в IV кв. 2021 года недогрузил более полутора миллионов тонн угля по сравнению с планом, утвержденным РЖД. По предварительным данным, в 2021 году грузооборот терминала оказался менее 25 млн тонн. Однако в 2020 году он обеспечил экспорт более 26 млн тонн российского угля».
«Мы наблюдаем серьезный дефицит высококалорийного энергетического угля в регионе, где спрос значительно превышает предложение. При текущих системных ограничениях и существенном недостатке предложения на Балтике, не исключено, что индекс API2 может снова превысить 200 долларов за тонну. В текущее время в регионе премия на уголь достигает 20 долларов за тонну к индексу API2, который, по нашему мнению, существенно недооценен. Несмотря на высокий спрос, поставщики не могут увеличить предложение из-за текущих проблем с логистикой», — говорят в САА.
Кроме того, полагают в агентстве, эскалация протестов в Казахстане, который является одним из основных поставщиков угля в Польшу и крупным поставщиком угля в балтийские порты, также может негативно отразиться на экспорте угля в страны балтийского региона.