На шаланде «Рабочая» ФГУП «Росморпорт» проводятся испытания по дистанционному управлению и организации автономного судоходства. О том, как это выглядит на практике, о выявленных сбоях в работе системы, удобстве для экипажа и перспективах технологии в интервью «ПортНьюс» рассказал капитан судна, капитан-наставник Таманского управления ФГУП «Росморпорт» Ильдар Миргиязов.
- Ильдар Александрович, расскажите о вашем предыдущем опыте работе на флоте и о том, когда вы приступили к работе на шаланде «Рабочая»
- Я начал свою карьеру в военно-морском флоте, затем переучился и на протяжении 16 лет работал в системе управления движением судов (СУДС) порта Кавказ, затем стал капитаном-наставником.
На шаланде «Рабочая» начал работать два с половиной года назад – когда начался эксперимент по дистанционному управлению и автономному судовождению.
- Как выглядит и где расположено ваше рабочее место, как происходит производственный процесс?
- Рабочее место расположено на земснаряде «Редут» в багермейстерской, оно оборудовано пятью обзорными мониторами и тремя мониторами управления, джойстиком и клавиатурой. На земснаряде стоит сервер, также два сервера находятся на самой шаланде. На «Рабочей» установлены камеры, тепловизоры, радар-процессоры и прочее оборудование, необходимое для удаленного управления.
Процесс работы заключается в подводе шаланды к земснаряду, который загружает ее грунтом и далее шаланда отвозит грунт на место отвала.
- Насколько сложно управляться с этим новым оборудованием, как проводилось ваше обучение?
- Обучение происходило прямо в процессе работы во взаимодействии с капитаном-представителем компании-поставщика оборудования АО «СИТРОНИКС КТ». Учитывая новизну системы, можно сказать, что мы учились вдвоем. Если говорить о сложности, то для опытного судоводителя управление данной системой не представляет особенной сложности и может быть освоено достаточно быстро.
- Были ли в процессе работы какие-либо сбои, обрывы связи с шаландой, насколько они были критическими?
- Да, такие случаи были, в некоторых местах пропадала связь. До сих пор имеются некоторые проблемы с обменом данными между земснарядом и шаландой. Их, впрочем, нельзя назвать критическими, т.к. связь пропадала на несколько секунд. Однако, на тех скоростях, на которых работает шаланда, это не представляло особой проблемы.
Были выявлены недостатки и в существующей математической модели для решения задач расхождения, применяемой в автономной навигационной системе. Но нужно отметить, что в процессе опытной эксплуатации система постоянно улучшается. Выявленные недостатки устраняются. Ведь это пилотный проект. Сейчас, например, благодаря применению технологии спутниковой связи, канал передачи данных земснаряд-шаланда стал более стабильным.
- Какова ваша общая оценка данной технологии как профессионала-судоводителя, насколько она удобна?
- Экипаж сморит в будущее с оптимизмом, поскольку видит потенциал у данной технологии. Ведь помимо возможности дистанционного управления шаланда в будущем будет способна самостоятельно двигаться в автономном режиме. Уже сегодня возможно задать определенные параметры движения судна, такие как маршрут и расписание. Автономная навигационная система анализирует движение судна по маршруту и при обнаружении каких-либо целей (других судов) предлагает судоводителю варианты расхождения. То есть на данном этапе система пока не выполняет самостоятельных маневров расхождения, а функционирует в качестве системы помощи в принятии решений, предлагая варианты, которые судоводитель либо подтверждает, либо нет. Могу на основании конкретного примера сказать, что с пятью судами одновременно система предлагала рабочие варианты расхождения. Так что будущее у такой технологии, конечно же, есть.
- Планируете ли вы участвовать в программах по обучению судоводителей дистанционно управляемых и автономных судов, которую в следующем году запускает Российский университет транспорта?
- Если пригласят, то с удовольствием поделюсь своим опытом.