По данным «ПортНьюс», акционирование ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «Нацрыбресурс» (управляет причалами рыбных терминалов в морских портах), законопроект которого рассматривается в Госдуме в первом чтении, вряд ли произойдет ранее 2023 года. Однако окончательные параметры этого процесса, инвентаризация и сверка активов предприятий могут быть определены уже в следующем году. Участники стивидорного рынка настаивают на праве выкупа причалов в преддверии акционирования ФГУПов. Юристы подчеркивают, что переход в АО позволит предприятиям привлекать финансирование и оперативно принимать решения, без необходимости согласовывать значительную часть вопросов с госорганами.
В середине 2021 года в Госдуму был внесен законопроект, подготовленный Минтрансом, о реорганизации ФГУП «Росморпорт». Сейчас он находится на этапе первого чтения. Все бумаги нового АО останутся у государства, полномочия единственного акционера получит Минтранс. Согласно пояснительной записке от 22 ноября 2021 года, рассмотрение проекта переносится на более поздний срок. В ноябре рассмотрение отложили, потому что комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям принял решение запросить и исследовать дополнительные документы по инициативе.
«Принимая во внимание заложенный в законопроектах годовой переходный период, процедура акционирования может быть завершена в течение 2023 года», – сообщили «ПортНьюс» в ФГУП «Росморпорт».
По словам собеседника «ПортНьюс», близкого к Росрыболовству, законопроект об акционировании Нацрыбресурса был недоработан, в связи с чем, вопрос о реорганизации предприятия будет внесен как дополнительный в рамках уже рассматриваемого Госдумой проекта об изменении структуры Росморпорта. На необходимости акционировать эти ФГУПы в течение 2022 года настаивала вице-премьер Виктория Абрамченко, знает источник «ПортНьюс». Впрочем, учитывая текущее движение законопроекта, полагает собеседник издания, предприятиям дадут время до 2023 года, чтобы провести инвентаризацию и сверку активов. Третье чтение законопроекта может состояться не раньше осени 2022 года, считает источник «ПортНьюс».
В Росрыболовстве и Нацрыбресурсе не ответили на запрос «ПортНьюс». В Госдуме не прокомментировали потенциальные сроки рассмотрения законопроекта в следующих чтениях. Ранее экс-глава Росморпорта Андрей Лаврищев в интервью газете «Коммерсантъ» называл срок до конца 2021 года.
ФГУП «Нацрыбресурс» образовано в 1999 году, эксплуатирует причалы и пирсы, управляет 554 объектами недвижимости, из них 199 гидротехнических сооружений и 19 судов. По оценкам специалистов, контролирует до 80% перевалки всех рыбных грузов в России. Созданное в 2002 году ФГУП «Росморпорт» занимается безопасностью мореплавания, выполняет работы в морских портах и взимает портовые сборы. Ему принадлежит более 2,5 тыс. недвижимых объектов балансовой стоимостью более 120 млрд руб. (подводные и наземные гидротехнические сооружения, системы безопасности), а также 277 судов.
Акционирование Росморпорта расширит доступный перечень механизмов внешнего финансирования, сократит количество и упростит прохождение многих регламентных процедур, а также откроет широкие возможности для участия в реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства, сообщили в ФГУПе. Сейчас этих опций предприятие лишено, подчеркивают там. При этом «выход предприятия на новые рынки в настоящее время не стоит на повестке дня», уверяют в Росморпорте. Действующее законодательство не содержит требований о перезаключении договора аренды в связи со сменой собственника имущества.
Весь имущественный комплекс, закрепленный за предприятием, будет передан образуемому акционерному обществу в порядке универсального правопреемства, это же относится и к составу флота, отмечают в ФГУП. Напомним, ранее руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша высказывал мнение о необходимости передачи двух дизель-электрических ледоколов Росморпорта ФГУП «Атомфлот» для обеспечения ледокольной проводки в Арктике в период летне-осенней навигации.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, в результате акционирования ФГУП «Росморпорт» ожидается рост величины прибыли на 50%, увеличение дивидендов не менее чем на 25%, рост поступлений по федеральным налогам на 20%.
Реформа государственной собственности продолжается уже не первый год, говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Из преимуществ акционерных обществ вытекают новые возможности: форма капитала соответствует требованиям международных финансовых институтов и понятна для инструментов международного финансирования, это распространяется и на участие преобразованных ФГУПов в проектах ГЧП, в частности в модернизации и развитии существующих портов и строительства новых, заключает он.
Основное, что дает переход из формата ФГУП в АО – увеличение числа видов сделок, которые смогут заключать организации, и оперативность принятия решений за счет прекращения необходимости согласовывать значительную часть вопросов с госорганами, отмечает старший юрист Rightmark Group Олег Лодянов.
Унитарные предприятия - это ретроградные и малоэффективные в условиях рыночной экономики образования, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Создание на базе ФГУП акционерного общества с внесением в его капитал имущества, которое ранее находилось в оперативном управлении, позволит занимать у банков под залог уже собственного имущества, привлекать инвестиции взамен на акции, эмитировать долговые бумаги.
Участники рынка опасаются, что с акционированием Росморпорт активно займется стивидорной деятельностью. Например, Нацрыбресурс уже занимается стивидорной деятельностью в Калининградском морском рыбном порту, а Росморпорт являлся оператором терминала автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в Усть-Луге, но в 2019 году продал компанию-стивидора холдингу «Новотранс».
Председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских портов Дмитрий Морозов полагает, что портовая отрасль может столкнуться с теми же рисками, которые проявились во время акционирования РЖД. «Обладая основными производственными активами в портах, общество может заняться коммерческой деятельностью, которую сейчас ведет стивидор. Кроме этого, основанием для прекращения или непролонгации договора аренды станет не решение правительства, а решение совета директоров АО, что не дает гарантий в стабильном продолжении работы стивидора», – говорит эксперт. АСОП направила в правительство РФ предложения к законопроекту, согласно которым при акционировании участникам рынка предлагается предоставить возможность выкупа арендуемых компанией причалов.