«Ленморниипроект» может сменить собственников
ФГУП «Росморпорт» может выйти из акционерного состава петербургского АО «Ленморниипроект» (одна из трех крупнейших российских компаний по проектированию морских портов, терминалов и транспортных систем). Доля «Росморпорта» (83,65%) будет интересна нескольким участникам рынка, полагают собеседники «ПортНьюс». Эксперты считают, что ФГУП намерен реализовать долю в преддверии акционирования.
АО «Ленморниипроект» специализируется на проектировании морской и речной инфраструктуры, включая оградительные сооружения, инфраструктуру морских грузовых терминалов и иную сопутствующую инфраструктуру, «Росморпорт» владеет 83,65% акций общества, сообщили «ПортНьюс» в ФГУПе.
В силу особенностей действующего законодательства и организационно-правовой формы унитарного предприятия, отчуждение пакета принадлежащих ФГУП акций дочерних обществ посредством продажи допускается лишь по итогам торгов, с учетом начальной цены, определенной независимым оценщиком и невозможно без разрешения правительства РФ, подчеркивают в «Росморпорте». «В настоящий момент такого рода документов нет, поэтому обсуждение выставления пакета акций на продажу преждевременно», – заявили во ФГУП.
По данным «ПортНьюс», в перспективе речь может идти о реализации полного пакета акций ФГУП «Росморпорт» в «Ленморниипроекте».
СПРАВКА: «Ленморниипроект» принимал участие в постройке, реконструкции и модернизации большинства морских портов в России. Среди заказчиков института «Северная звезда», «Арктик СПГ-2», «Ямал СПГ», «Роснефтьбункер», «Петролеспорт». Текущие контракты включают проектирование судоходного подходного канала в Обской губе Карского моря, нефтяной терминал Порт бухта Север, морской терминал Тулома. Выручка института в 2020 году составила 1,9 млрд руб., чистая прибыль – 323 млн руб.
В Госдуме в первом чтении рассматривается законопроект о реорганизации ФГУП «Росморпорт» в АО. Согласно пояснительной записке от 22 ноября 2021 года, рассмотрение проекта переносится на более поздний срок.
По словам пяти источников «ПортНьюс», актив может быть интересен физическим лицам, близким к институту. Впрочем, говорят два собеседника «ПортНьюс» в отрасли, долю в проектанте также могут приобрести несколько отраслевых игроков, и они готовы принять участие в конкурсе. Например, АО «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС, один из подрядчиков возведения морских портовых сооружений в Арктических и субарктических регионах), полагают источники издания.
По мнению директора проектного института АО «ГТ Морстрой» Леонида Тозика, ФГУП «Росморпорт» может быть заинтересован в продаже пакета акций института в преддверии акционирования ФГУПа, так как это, вероятно, не является профильным активом предприятия. Кроме «ЛенморНИИпроекта» и АО «ГТ Морстрой» в сегменте проектирования важное место занимает также ООО «Морстройтехнология». «Однако слияние других проектных компаний с такой крупной организацией как «Ленморниипроект» спорно. По крайней мере, мы об этом даже не задумывались», – говорит он. - Фактическими интересантами на пакет в институте могут выступать как компании сырьевого сектора, у которых сейчас реализуются проекты в Арктической зоне, так и подрядные организации, работающие на этих объектах», – считает эксперт. Он подчеркивает, что «Росморпорт» в силу существующей организационно-правовой формы будет вынужден проводить конкурс на продажу своего пакета акций. «Один из участников тендера все равно должен победить предложения других участников», – комментирует Леонид Тозик. По его словам, «стоимость пакета может составлять значительную сумму и будет зависеть как от годовых объемов выполнения заказов института собственными силами, так и от условий конкурса».
Согласно годовому отчету «Ленморннипроекта», выручка от проектно-изыскательских работ, выполненных собственными силами в 2016 году, составила 139 млн руб., в 2017 году – 275 млн руб., в 2018 году – 614 млн руб., в 2019 году – 962 млн руб., в 2020 году – 787 млн руб. Таким образом, стоимость доли ФГУПа в «Ленморниипроекте» может составить более 1 млрд руб.
Гендиректор «Ленморниипроекта» Игорь Русу заявил «ПортНьюс», что «Росморпорт» не рассматривает возможность продажи. В МРТС опровергают потенциальную покупку.