Несмотря на все заявления о потеплении климата начало текущей зимы продемонстрировало непредсказуемость и суровость арктической природы. Без продолжения программы по строительству ледоколов обеспечить круглогодичную навигацию на Севморпути не представляется возможным, а без нее инвестпроекты в этом регионе окажутся под угрозой. Как, впрочем, и без масштабных дноуглубительных работ.
Ситуация, сложившаяся на Севморпути, где во льдах застряли десятки судов, ясно продемонстрировала, перефразируя классика, что слухи об исчезновении арктических льдов оказались сильно преувеличенными. В ноябре ледокольной помощи дожидались 24 судна, остающиеся на данный момент в ледовом плену суда в «Росатоме» обещают освободить до 10 декабря. Глобально это говорит о том, что для обеспечения стабильной и регулярной круглогодичной навигации в Арктике имеющихся и даже строящихся ледоколов будет недостаточно.
Отметим, что круглогодичную навигацию по Севморпути планируется организовать в 2025-2030 годах.
«Без дополнительного строительства еще двух ледоколов проекта 22220 (ЛК-60 - Ред.) тех задач, которые уже сегодня стоят на 2030 год, на мой взгляд, не реализовать. Это значит, что мы будем иметь либо ограничения по времени круглогодичной навигации: условно расширим ее с нынешних восьми месяцев до девяти, может быть десяти, но стабильной круглогодичной навигации не получится...», - сказал в ходе XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге заместитель генерального директора - директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша.
Представитель «Росатома» также отметил, что навигация по арктической трассе должна вестись на хороших коммерческих скоростях. Преодоление двухметровых льдов со скоростью 10-12 узлов позволит обеспечить ледокол-лидер мощностью 120 МВт «Россия», строительство которого планируется завершить в 2027 году.
Помимо атомных ледоколов, необходимо строительство ледоколов меньшей мощности для работы в Обской губе и Енисейском заливе. В «Росатоме» приняли решение об инвестировании в строительство таких ледоколов, которые будут ходить на сжиженном природном газе (СПГ). Причем для их строительства могут быть привлечены иностранные подрядчики. «Если мы не соберемся быстро, организованно... то будем смотреть возможности их строительства на внешнем рынке с последующей локализацией», - сказал Вячеслав Рукша. Ранее шла речь о необходимости строительства четырех таких судов.
При этом ожидается, что ледокол «Таймыр» выработает свой ресурс к 2027 году, ледоколы «Вайгач» и «Ямал» (по ледоколу «Ямал» рассматривается возможность продления ресурса) к 2028-29 годам, а «50 лет Победы» - к 2040 году.
Идею о необходимости строительства новых ледоколов поддержали и в Минвостокразвития. «Все очень просто - объем перевозок по Севморпути вырос более чем в шесть раз за шесть лет, популярность Севморпути в некотором роде сыграла злую шутку с грузоотправителями... Гидрометцентр сказал, что погода будет хорошая... Опираясь на прогноз легкой ледовой обстановки, грузоотправители не озаботились ледокольным сопровождением. Создан оперативный штаб, разработан план-график... Ледоколы и «Арктика» (ледокол ЛК-60 - Ред.), которая буквально в эти дни вышла, «50 лет Победы», который мы ожидаем, лихтеровоз «Севморпуть» растащат все грузы, выполнят все обязательства. Но, конечно, повышение уровня обеспечения ледокольной проводкой, строительство новых ледоколов позволит сделать Северный морской путь более безопасным и комфортным», - прокомментировал в рамках XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, комментируя возникший затор на Северном морском пути.
Под какую грузовую базу должны строиться эти ледоколы? К 2024 году объем перевозок по Севморпути должен достичь 81,4 млн тонн, в том числе 35,5 млн тонн СПГ, 36,7 млн тонн нефти, 3,5 млн тонн угля, 1,7 млн тонн металла и 4 млн тонн в год каботажных и транзитных грузов. С запуском круглогодичной навигации, по расчетам «Росатома», на Севморпути будет обеспечен объем перевозок в 150 млн тонн в год. В 2031-2035 годах – предполагается организовать транзитный конкурентоспособный мультимодальный транспортный коридор с объемом перевозок порядка 250 млн тонн в год.
Масштаб задач диктует необходимость проведения большого объема дноуглубительных и гидрографических работ, которые на Севморпути осуществляет ФГУП «Гидрографическое предприятие», работающее в структуре «Росатома».
Как прокомментировал в ходе XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт, объем ремонтного землечерпания в Обской губе с 2023 года ожидается на уровне 5 млн куб. м в год. «С учетом глубокого анализа, который по нашему заданию Университет Макарова провел с участием подавляющего большинства дноуглубительных компаний... мы оптимизировали цифры... тем не менее, этот объем 5 млн куб. м в год составляет половину от работ по всем остальным морским портам России. Это очень большой вызов и мы готовы давать длинные контракты рынку по ремонтному дноуглублению... Внимание к этому с нашей стороны – колоссальное», - сказал глава предприятия. С интервью Александра Бенгерта вы можете ознакомиться по ссылке >>>>
Учитывая сложность поставленных задач, «Гидрографическое предприятие» планирует создать Центр инженерных компетенций. Деятельность Центра будет направлена, в первую очередь на гидрографию, организацию строительства и строительного контроля. «По мере развития этой идеи мы намерены ее показывать, применять лучшие практики, повышать тем самым в целом эффективность строительства в Арктике», - сказал Александр Бенгерт.
Презентацию проекта Центра инженерных компетенций планируется сделать в январе 2022 года, заключены соглашения с партнерами.
Таким образом, освоение арктических месторождений «влетает в копеечку». Стоит ли оно того? Судите сами: по данным Минприроды России, в Арктической зоне сосредоточены запасы 2,7 млрд тонн газового конденсата, 55 трлн куб. м природного газа и 7,3 млрд тонн нефти. А теперь давайте поговорим об энергопереходе и альтернативной энергетике… Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Добавим, проведение V международного конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» запланировано ИАА «ПортНьюс» в Москве в Торгово-промышленной палате Российской Федерации на 16-17 февраля 2022 года >>>>