Грузооборот на внутренних водных путях Азово-Донского бассейна по итогам не полных 10 месяцев уменьшился на 1 млн тонн в сравнении с 2020 годом. Практически вдвое сократилась перевозка сельскохозяйственных культур и серы, падение показывают и другие виды грузов.
Так, с начала навигации по 20 октября 2021 года по внутренним водным путям Азово-Донского бассейна было перевезено 7,5 млн тонн грузов. В прошлом году этот показатель за аналогичный период составлял 8,5 млн тонн, а всего в 2020 году грузооборот был 10,3 млн тонн.
«Одна из причин сокращения грузооборота – не самое интенсивное судоходство. В навигацию 2021 года мы зарегистрировали на 1200 судозаходов меньше. И это не может не волновать. Мы возвращаемся по показателям к 2015 году, который был на Дону очень маловодный и когда мы растеряли всю нашу грузовую базу», — рассказал во время транспортно-логистической конференции «Речные перевозки России 2021» начальник службы управления движением флота Азово-Донской бассейновой администрации Александр Сальников.
Грузооборот Азово-Донского бассейна можно разделить на нефтепродукты (54,5% или 4 млн 67 тыс. тонн) и сухие грузы (45,5% или 3 млн 389 тыс. тонн). При этом основное направление – это транзит в направлении «север – юг», на который приходится 78,1% (5 млн 826 тыс. тонн) от общего объема.
«Грузы и все перевозки формируются в других бассейнах. И это так же повлияло на показатели 2021 года. Изначально все начиналось не совсем хорошо, Волга вскрылась поздно, в середине апреля. И погрузки не задались с самого начала навигации», — говорит Александр Сальников.
Один из наиболее традиционных для реки грузов – сельскохозяйственные культуры.
«В июне мы рассчитывали, что пойдет прошлый урожай. Так и не дождались. Потом надеялись на новый урожай, но также не сложилось. Еще и введенная пошлина осложнила ситуацию», — говорит Александр Сальников.
Общий грузопоток сельскохозяйственных грузов сократился практически вдвое и составил 1 млн 292 тыс. тонн (против 2 млн 387 тыс. тонн годом ранее). Это произошло, в том числе, из-за снижения отгрузки с Волги и Камы. Сильнее всех просел ячмень — на 63%, объемы пшеницы сократились на 46,8%.
Показали рост перевозки только кукуруза и горох. Однако это не те объемы, которые могли бы сильно повлиять на общие цифры.
Перевозка таких химических грузов, как сера и удобрения, также сократилась. Если в 2020 году грузооборот удобрений за 10 месяцев был 468 тыс. тонн, то в 2021 году он сократился на 26,2% и составил 345 тыс.
Показатели по сере и вовсе уменьшились вдвое.
«По сере хочу остановиться подробнее. Это один из основных грузов в Азово-Донском бассейне. Если отмотать на несколько лет назад, то грузооборот по сере когда-то доходил до 3 млн тонн. Последние же годы мы видим снижение и пугающие цифры. В 2021 году было перевезено всего 768,9 тыс. тонн, в 2020 году за аналогичный период – 1 млн. 656 тыс.», — говорит начальник службы управления движением флота Азово-Донской бассейновой администрации.
При этом основной грузопоток традиционно идет по маршруту Бузан – Кавказ. В 2021-м из 768 тыс. тонн серы с Бузана перевезено только 341 тыс. тонн. Остальное пришло с Туркменистана. Для сравнения: в 2020 году из 1 млн 656 тыс. тонн с Бузана было перевезено 1 млн 500 тыс.
«Наш главный перевозчик серы, «Волжское пароходство», в этом году прекратило погрузки серы с 4 августа. Именно тогда последнее судно загрузилось, и после этого не было. С чем это связано, нам достоверно не известно», — добавил Александр Сальников.
За неполные 10 месяцев в границах Азово-Донского бассейна было перевезено 4 млн 67 тыс. тонн нефтеналивных и опасных грузов, что на 398 тыс. меньше 2020 года. Уменьшились объемы из портов Самара, Саратов, Сызрань, Кашпир компании «Роснефть» на порт Кавказ. Сокращение составило 171 тыс. тонн (общий грузооборот – 2 млн 592 тыс. тонн). А вот отгрузки «Лукойла» из порта Татьянка на порт Кавказ выросли на 348 тыс. тонн и составили 883 тыс. тонн.
«Из всех видов нефтеналивных и опасных грузов только мазут и сырая нефть показали рост. У остальных (вакуумный газойль, дизельное топливо, бензин, дизельное масло) - существенное уменьшение по сравнению с прошлым годом. А такие грузы, как керосин и печное топливо вообще не перевозились в 2021 году», — резюмирует докладчик.
Что касается нерудных строительных материалов (щебень), то грузооборот вырос на 31% и составил 288 тыс. тонн. Однако за последние две навигации не было перевезено ни одной тонны щебня с реки Северский Донец, которая является притоком Дона. При этом до 2019 года такие грузоперевозки осуществлялись: с местных карьеров щебень возился мелкосидящими баржами, перегружался и затем шел на Саратов, Ульяновск, Казань. Так, в 2017 году было перевезено 133 тыс. тонн, а в 2018-м – 115 тыс. тонн.
По металлургической продукции, в которую входит металл, металлолом и трубы, наблюдается двукратное снижение в целом. Перевезено чуть меньше 140 тыс. тонн, отгружаемых на реках Волга и Кама в порты Турции и Румынии. В прошлом году эта цифра была 273 тыс. тонн.
Перевозок труб в 2021 году практически не было: всего 3 тыс. тонн против 106 тыс. тонн годом ранее.
Границы деятельности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» включают в себя магистральный речной путь реки Дон от нижнего подходного канала шлюза №15 (Цимлянское водохранилище) до поселка Аксай (3121-й км р. Дон), за исключением Николаевского и Константиновского гидроузлов, и притоки Дона — реку Северский Донец (от хутора Красный до устья) и реку Маныч (от Ново-Манычской дамбы до устья). Общая протяженность водных путей в зоне ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» составляет 691,3 км.