1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Черное золото: нефть и уголь рванули в порты

19 октября 2021   18:19

Черное золото: нефть и уголь рванули в порты

Третий квартал 2021 года прошел под знаком энергетического кризиса как в Европе, так и в Китае. Неудивительно, что это способствовало росту экспорта нефти и нефтепродуктов, а также угля из российских портов.

По итогам третьего квартала 2021 года объем перевалки нефти через морские порты России вырос почти на 11%, а нефтепродуктов почти на 16% к уровню третьего квартала прошлого года. Угля было экспортировано на 2,4% больше.

Рост перевалки нефти и нефтепродуктов наблюдался во всех главных экспортных нефтеналивных портах, особенно Балтийского бассейна. Рост перевалки угля зафиксирован также во всех бассейнах, за исключением Дальневосточного.

Резкий рост спроса на нефть и нефтепродукты объясняется дефицитом предложения. Так, страны ОПЕК+ перевыполнили план по сокращению добычи в августе на 116% и в сентябре на 115%. Ситуацию усугубляет рост цен на газ на фоне начала зимнего сезона в Европе. По данным правительства России, добыча нефти в России по итогам 2021 года может превысить 522 млн тонн, а в следующем году добыча может вырасти до 560 млн тонн.

На этом фоне стивидорные компании объявляют о планах модернизации нефтеналивных терминалов. Так, как рассказал в ходе конференции «Черное море - логистика нефтяного экспорта» в Сочи генеральный директор «Транснефть-Сервис» Алексей Стеклянников, на «Транснефть-Терминале» в порту Новороссийск планируется построить новые резервуары, реконструировать железнодорожные эстакады  для приема светлых нефтепродуктов, повысить скорость погрузки танкеров. Это позволит увеличить размеры танкерных партий с целью удешевления экспорта в Азию. С 2025 года на  терминале планируется перегружать товарный бензин. На терминале ИПП также планируется построить дополнительные резервуары, обеспечить перевалку всех базовых видов масел, в том числе их импорт, а также минудобрений. На «Новороссийском мазутном терминале» предполагается обеспечить перевалку битума, а также наращивать перевалку светлых нефтепродуктов. Реализация этих планов также намечена к 2025 году. Компания «КазКонтракт», со своей стороны, намерена организовать перевалку битума в порту Азов.

Впрочем, председатель совета директоров ПНТ Михаил Скигин отмечает, что на экспорт сейчас идут в основном темные нефтепродукты. «С начала года на нефтяном рынке наблюдается высокий спрос на нефтепродукты, маржа нефтепереработки положительная, а сырая нефть идет в основном сразу на заводы, а не в хранилища. Поэтому на экспорт отгружается больше темных нефтепродуктов, светлые в основном остаются внутри страны, – говорит Михаил Скигин. – Мы не ожидаем каких-либо принципиальных изменений, но на нефтяном рынке, который традиционно очень волатилен, делать какие-то долгосрочные прогнозы крайне сложно».

Действительно, хотя в настоящее время конъюнктура мирового рынка благоприятствует наращиванию нефтеналивного экспорта, развитие пандемии с новыми волнами коронавируса и соответствующими локдаунами может резко изменить ситуацию, что способно привести остановке производств и соответственно, снижению спроса на энергоресурсы.


Как прокомментировал заместитель министра энергетики России Павел Сорокин, «сейчас мы можем удерживать добычу на текущем уровне. Но при цене $45-50 половина наших запасов нерентабельна, почти все открытия, которые мы ставим на баланс – малые месторождения – они всё менее и менее эффективны, поэтому здесь важно понимать, как мы собираемся трудноизвлекаемые запасы вовлекать в разработку. Но подчеркну: свою долю рынка мы не упустим, мы остаёмся эффективным производителем с себестоимостью добычи около $10-20 без учёта налогов».

Интересная история наблюдается и в сегменте угольной перевалки. Если еще год назад из-за снижения спроса на уголь в Европе фиксировался переток угольного экспорта на восточное направление, то во втором полугодии этого года ситуация развернулась. На фоне энергетического кризиса цены на уголь подскочили, а дальневосточная транспортная инфраструктура оказалась частично загружена иными грузами. Уголь вернулся на Балтику: в третьем квартале через порт Усть-Луга было экспортировано на 20% больше угля к соответствующему периоду прошлого года.

В Южном бассейне наращивает мощности балкерный терминал в порту Тамань, что отразилось на статистике: прирост перевалки угля по бассейну составил почти 50% к уровню прошлого года. Экспорт угля отсюда осуществляется преимущественно в направлении стран Ближнего Востока, Африки и Азии. Оператор терминала «ОТЭКО» рассматривает возможности по доведению мощности терминала навалочных грузов до 100 млн тонн в год при наличии соответствующего спроса.

Как бы то ни было, в условиях труднопредсказуемого «пандемического» рынка с уверенностью прогнозировать можно, разве что, его высокую волатильность с характерными резкими изменениями в балансе спроса и предложения, ставках фрахта, наличии свободного флота. Это говорит о необходимости продолжения активного развития всей транспортной инфраструктуры, начиная от увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба и заканчивая Северным морским путем.