Фото: «Калашников Медиа»
В советские годы перевозки на скоростных пассажирских судах пользовались большим спросом. Единственным их недостатком была только высокая стоимость перевозки, превосходившая наземные виды транспорта вдвое, а в отдельных случаях втрое. Непривлекательность цены стала одной из причин, по которым сегмент скоростного флота начал приходить в упадок. Другой причиной стало физическое и моральное устаревание флота, который ремонтировался, но не обновлялся.
Для снижения себестоимости перевозки необходимо снизить расход топлива. В научно-техническом журнале «Транспортные системы» (2018, №4) опубликована статья М.Л. Мухиной «Ходовые характеристики и проблема уменьшения расходов топлива у судов на подводных крыльях». Предметом исследований являлось речное судно на подводных крыльях «Метеор». В статье анализируются возможности снижения расходов топлива у судов на подводных крыльях. М.Л. Мухина пришла к выводу, что для экономии топлива необходимо выбрать оптимальный эксплуатационный режим. Автор также обращает внимание на то, что наибольшее количество топлива потребляется в процессе выхода судна на крыло.
Одним из проблемных аспектов эксплуатации судов на подводных крыльях сегодня является отсутствие современного двигателя. Суда типов «Метеор» и «Комета» оснащались двигателями М-400, которые серийно производились на заводе «Звезда» ( Санкт-Петербург) с 1959 года. Сегодня один из путей развития скоростного флота - ремоторизация. В Санкт-Петербурге по мере выработки ресурса установленных на «Метеорах» двигателей М-400 их заменяют на MAN (Германия). Двигателями MAN оснащаются и суда на подводных крыльях нового поколения - «Валдай-45Р», «Метеор-120» и «Метеор-2020», а также «Комета-120М».
Говоря о выборе силовой установке для скоростного судна, следует отметить, что она должна быть рассчитана на высокую цикличность, т.е. на частые смены режима работы. Идеальный режим эксплуатации предполагает, что судно должно находиться на ходу длительное время. Дизели, которым оснащены «Ракеты» и «Метеоры», не были рассчитаны на частую смену режима и поэтому быстро вырабатывали свой ресурс.
В настоящее время из разработчиков в сегменте скоростных речных и морских судов работают ЦКБ СПК имени Р.Е. Алексеева и действующее в Зеленодольске проектно-конструкторское бюро Sea Tech. Серийное производство осуществляется на заводах в Чкаловске ( «Валдай-45Р», «Метеор-120Р») и Рыбинске (ССЗ «Вымпел», «Комета-120М»). В Зеленодольске планируется производство судов «Метеор-2020», в Хабаровск на Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ) будет перенесено производство скоростных судов типа «Олимпия». Это судно, созданное в 1993 году, строилось сначала на в Феодосии на заводе «Море» (построено два экземпляра), затем производство было перенесено в Керчь на завод «Залив», где было заложено два судна, которые не были достроены.
Всего к настоящему времени построено 11 судов типа «Валдай-45Р». Их заказчиком выступили АО «Машпромлизинг» и «Государственная Транспортная Лизинговая компания» (ГТЛК). Эти суда эксплуатируются в Ханты-Мансийском автономном округе, в Нижегородской области и, кроме того, три судна заказал Чебоксарский порт. Из них первое уже передано заказчику.
Кроме того, 3 августа 2021 года был спущен на воду первый «Метеор-120Р». Он был построен по заказу АО «Машпромлизинг» и является первым из четырёх, заказанных данной лизинговой компанией для передачи в лизинг АО «Северречфлот». В конце 2020 года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) получила 6,4 млрд руб. Эти средства планируется использовать для льготного лизинга пассажирских судов. В перечень проектов вошли и суда на подводных крыльях, а именно, два «Валдая-45Р», предназначенных для Якутии, и четыре «Метеора-120Р». В Крым поставлено три судна «Комета-120М».
Как рассказали «ПортНьюс» в ГТЛК, в настоящее время в портфеле заказов компании присутствуют шесть скоростных судов: две «Кометы» и четыре «Валдая». При условии поддержки со стороны государства ГТЛК готова финансировать строительство более 300 гражданских судов различного назначения на общую сумму свыше 300 млрд руб. В их числе - более 180 пасссажирских судов, включая скоростные.
«Мы считаем этот сегмент перспективным и видим большой интерес к скоростным судам у заказчиков, в том числе, в отдаленных регионах России, где они способны обеспечить новую мобильность и повысить качество жизни», - прокомментировали в ГТЛК.
По итогам навигации 2019 года по 36 пассажирским маршрутам было перевезено 400,4 тыс. пассажиров, из них СПК «Валдай 45Р» перевезено 4,77 тыс. пассажиров. На маршруте «Ханты-Мансийск-Сургут-Банное» за период работы с 16 августа по 25 октября на маршруте выполнено 69 рейсов, перевезено 2112 пассажиров, средняя загрузка за один рейс составила 31 человек. Протяженность маршрута составляет 422 км в одну сторону, всего при выполнении 69 рейсов теплоходом пройдено 29118 км. Благодаря высоким скоростным характеристикам СПК «Валдай», ходовое время на маршруте сократилось на два часа. На линии Ханты-Мансийск-Кирпичный-Нялино за период работы с 1 сентября по 26 октября на маршруте выполнено 108 рейсов, перевезено 2665 пассажиров, средняя загрузка за один рейс составила 25 человек. Протяженность маршрута составляет 92 км в одну сторону, всего при выполнении 108 рейсов теплоходом пройдено 9936 км.
«Комета-120М» поступила в эксплуатацию в Крым и первый пассажирский рейс на этом судне по маршруту Севастополь-Ялта был выполнен 1 августа 2018 года. Навигация продолжалась до 1 октября того же года. В 2019 году эта «Комета» на этом же маршруте проработала с 1 июня по 30 сентября. В этот период «Кометой» воспользовалось около 39 тыс. пассажиров, это на 11% больше запланированных показателей. С момента начала эксплуатации было перевезено более 61 тыс. человек. За четыре месяца навигации 2019 года было отменено 16% рейсов. Причины отмен – неблагоприятные погодные условия (высота волн 2,5 м и скорость ветра 17 м/с и выше), а также закрытие района плавания в связи с учениями Черноморского флота. По техническим причинам ни один рейс не был отменен.
В Зеленодольске в проектно-конструкторском бюро Sea Tech ведутся работы по созданию ещё одной обновлённой версии «Метеора», которая получила название «Метеор-2020». Дальность его хода - до 700 км. Его также планируется использовать в Ханты-Мансийской автономной области. В этом же конструкторском бюро ведутся работы по созданию морского судна на подводных крыльях «Катран-М», которое должно заменить «Колхиду» и «Катран».
Отметим, одна из задач Транспортной стратегии РФ до 2030 года - увеличению объёмов перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, в том числе на социально значимых маршрутах. Эта задача подразумевает и развитие скоростного флота, в том числе судов на подводных крыльях. Научно-технический задел и компетенции, необходимые для его развития, в России сохранены.
Как бы то ни было, с точки зрения бизнеса, главным стимулом развития скоростного флота на водном транспорте является обеспечение его экономической эффективности. Пути её достижения - выбор оптимального решения конструкции с точки зрения массо-габаритных характеристик, для чего необходимо, в частности, использовать современные материалы, в том числе и композитные.
Кроме того, необходимо выбрать силовую установку, отвечающую требованиям по надёжности, безопасности, экономичности и экологичности.
В настоящее время прорабатывается вопрос о том, чтобы водный транспорт, как и воздушный, был переведён на электрическую тягу. Линейку современных пассажирских судов на электротяге, в том числе скоростных, разработала российская компания «НПК Морсвязьавтоматика» из Санкт-Петербурга, занимающаяся разработкой и производством судовой электронной техники. В настоящее время ведутся работы по проектам трёх судов: «Ситивольт» — однопалубный монокорпусный речной теплоход типа «Фонтанка»; «Экокрузер» — скоростной катамаран класса река-море, который способен составить конкуренцию «Метеорам» и «Кометам»; «Эковольт» — двухпалубный речной катамаран. В настоящее время разработка теплохода «Ситивольт» находится на стадии проектирования, а строительство корпуса катамарана «Экокрузера» должно начаться в ближайшее время. Проектировщиками «НПК Морсвязьавтоматика» предусмотрено, что эти суда будут экологичными, бесшумными и экономичными. Как и в авиации, для развития электрического речного и морского флота, особенно скоростного, одним из необходимых условий является создание источника питания, обладающего минимальными массо-габаритными характеристиками и максимальными ёмкостью заряда. Помимо этого нужен электродвигатель, обладающий необходимыми характеристиками по мощности и тяге. В настоящее время разработка таких двигателей ведется для самолётов и вертолётов. Работы, направленные на создание электрических силовых установок для воздушного и водного транспорта, проводят компании «НаукаСофт» и «СуперОКС».
В рамках деловой программы фестиваля «Техносреда» главный конструктор АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» Наталия Булюкина отметила, что развитие водного электротранспорта требует серьезных капиталовложений, что ставит вопрос об источниках финансирования и механизмах снижения рыночных рисков. Эффективным решением может стать комплексная государственная программа развития водного электротранспорта. В рамках демонстрационного пространства фестиваля, помимо выставочного стенда, ОСК в специально установленном бассейне представила модель аварийно-спасательного судна на солнечно-энергетической системе.
В ходе пятого вебинара ИАА «ПортНьюс» «От Волги до Енисея: не станет ли белый теплоход на реке ретро-картинкой?» председатель совета директоров ООО «ВодоходЪ» Виктор Олерский отметил, что хотя судно с электродвигателем сможет развить скорость только в 20 узлов, в то время как как «Метеор» с дизельной силовой установкой достигает скорости в 30 узлов, экономически его строительство более оправдано. На традиционном маршруте от Санкт-Петербурга до Петергофа (если не считать Ханты-Мансийского округа, «Метеоры практически больше нигде не используются) такая замена будет целесообразной, так как протяжённость маршрута составляет всего 22 км и для его преодоления хватит получаса.
Практические шаги уже начинают предприниматься. На состоявшейся в мае этого года встрече губернатора Красноярского края Александра Усса с представителями компании ООО «ВодоходЪ» по вопросу перспектив запуска по Енисею прогулочных пассажирских судов на электротяге было решено открыть в 2022 году линию Красноярск-Дивногорск, которая будет обслуживаться электрическим судном. Кроме того, на электрических судах планируется открыть маршруты по Красноярскому водохранилищу и до села Овсянка.
Петр Крапошин.