KuzeyStar Shipyard: строим для России, в Турции
Турецкая верфь «Кузей Стар» (KuzeyStar Shipyard) в 2021 году выиграла несколько крупных российских госконтрактов, получив заказ на строительство двух СПГ-ледоколов для Росморпорта и плавучего дока под атомные ледоколы для Росатома. Верфь – не новичок на российском рынке: KuzeyStar уже готовит к сдаче Росморпорту два новых железнодорожных двухтопливных парома, а судоремонтными услугами турецкого предприятия давно пользуются крупнейшие российские судовладельцы. На вопросы ИАА «ПортНьюс» отвечает директор по промышленным проектам и маркетингу KuzeyStar Shipyard Эрсой Солмаз.
- Господин Солмаз, расскажите, пожалуйста, о новом проекте СПГ-ледоколов для Росморпорта.
- Контракт на строительство двух инновационных двухтопливных ледоколов , способных работать на сжиженном природном газе (СПГ) подписан 5 августа 2021 года. Суда строятся для Росморпорта.
Строительство мы начнем после завершения этапа проектирования. Персонал KuzeyStar Shipyard подготовит рабочий проект и проектно-конструкторскую документацию.
Первое судно планируется передать заказчику в сентябре 2024 года. Второе – в декабре 2024 года.
- Суда будут построены на класс Российского морского регистра судоходства (РС)?
- Да, несомненно. Мы не видим здесь никаких сложностей. У нас уже есть положительный опыт работы с РС. Мы считаем участие Регистра в проекте ценным во многих аспектах. Кроме того, у нас есть возможность обмениваться бизнес-идеями с РС, как это было при строительстве паромов для Росморпорта.
- Два крупных парома и еще два больших ледокола …. Достаточно ли мощностей на вашей производственной площадке?
- KuzeyStar располагает достаточными мощностями для строительства одновременно четырех ледокольных судов. Кроме того, весь опыт и знания, полученные нами и Росморпортом при строительстве паромов, будут обязательно использованы при строительстве новых ледокольных судов.
- Расскажите, пожалуйста, на каком этапе сейчас проект строительства двух железнодорожных паромов проекта CNF19M для Росморпорта?
- Оба парома находятся на этапе передачи судов в эксплуатацию. Сроки передачи заказчику обоих судов- «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» - были перенесены немного вперед из-за международной ситуации с пандемией коронавируса. Эта ситуация была расценена как форс-мажорные обстоятельства. Общая задержка составляет около 12 месяцев.
- Какие были основные сложности при реализации этого проекта?
- Это первые уникальные в своем роде паромные суда. Сложной задачей оказалась интеграция конструкции судна и двухтопливной силовой установки. Но, я уверен, такие паромы на СПГ топливе станут техническим достижением как для Росморпорта, так и для нашей верфи.
Кроме того, нами были осуществлены некоторые инвестиции. В частности, были модернизированы эллинг, складские помещения, дополнительные самодвижущиеся модульные транспортёры для тяжелых грузов и др.
- Расскажите, пожалуйста, о проекте строительства плавучего дока по заказу Атомфлота.
– Док мы построим и сдадим Атомфлоту в последнем квартале 2023 года. Никаких сложностей здесь не предвидится. Разработкой проекта дока занималось Морское Инженерное Бюро, с которым у нас большой опыт успешного сотрудничества. Проектирование по техническим условиям заказчика уже завершено, идет процесс согласования проекта.
- С учетом такого значительного опыта взаимодействия с российскими заказчиками, намерены ли вы и в дальнейшем выходить на судостроительные конкурсы в России?
- Судостроительные проекты в России имеют для нас огромное значение. Мы благодарны за то доверие, которое уже есть к нашей верфи со стороны россиян. Но помимо хороших контактов с российскими заказчиками у нас есть и другие преимущества. Самое важное, на мой взгляд, это качество изготовления судов и разумные цены.
Не скрою, наши планы на будущее во многом основаны на российских проектах, а также на других нишевых проектах, которые выгодны для нашего бизнеса. С другой стороны, мы все же избирательно и тщательно подходим к планированию нашего графика и формированию портфеля заказов.
- Какие еще судостроительные проекты есть в портфеле заказов KuzeyStar Shipyard?
– Помимо российских проектов, мы планируем в IV квартале 2021 года подписать контракт с французским судовладельцем на строительство парусного Ro-Ro судна.
- Насколько нам известно, вы имеете много заказов по судоремонту. Есть ли российские заказчики?
– Наши мощности позволяют нам производить ремонт и техническое обслуживание около 100-120 судов в год. На верфи Kuzey Star выполняется ремонт всех типов судов и плавучего оборудования, включая балкеры, суда для генеральных грузов, танкеры для перевозки сжиженного нефтяного газа, танкеры-химовозы, танкеры для перевозки живого скота, контейнеровозы, суда для обслуживания морских платформ, RO-RO суда, пассажирские суда, баржи.
Мы выполняем все стандартные работы в сухом доке, замену стальных конструкций, пескоструйную очистку и покраску корпуса, ремонт и замену трубопроводов, установку систем очистки балластных вод и скрубберов, ремонт двигателей, капитальный ремонт и т. д.
Кроме того, мы являемся действующей и специализированной верфью для выполнения сложных проектов, таких как конверсия. Мы выполняли заказы на переоборудование судна в перевозчика живого скота, в суда для транспортировки живой рыбы, мы выполняем проекты по удлинению судов и проекты конверсии судов обеспечения морских платформ (PSV). На данный момент мы как раз ставим в док одно норвежское судно с целью переоборудования его в судно для перевозки живой рыбы.
У нас регулярно бывают заказчики из России, например, «Инок», «Роснефтефлот», «Астон», «Роузвуд Шиппинг», судоходные компании из Мурманска являются постоянными клиентами KuzeyStar Shipyard. В среднем, в зависимости от года, доля заказчиков из России может составлять от 15% до 20% от всех наших судоремонтных проектов.
- Есть ли у вас интерес к покупке судостроительных и судоремонтных активов в других странах?
– Поскольку наш бизнес в области судостроения и судоремонта расширяется, у нас появляется интерес к новым активам в других странах. Однако это в первую очередь потребует технико-экономического обоснования и стратегического бизнес-планирования.
Интервью подготовила Надежда Малышева