Как вирус «съел» круизы
Коронавирусные ограничения в отношении иностранных круизных и паромных пассажиров привели к потере соответствующими портами до 90% выручки. В то же время, в отношении воздушных пунктов пропуска действуют «поблажки», что в отрасли находят несправедливым.
Ограничение на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства было установлено бессрочно в 2020 году распоряжением правительства РФ от 16 марта 2020 г. N 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений». Документ, впрочем, разрешает въезд иностранных граждан на территорию России через воздушные пункты пропуска (правда, из ограниченного, но достаточно большого перечня государств). Тем не менее, это не касается туристов, прибывающих на круизных лайнерах, пассажирских судах и паромах в РФ. Данный запрет приводит к существенной потере доходов соответствующих пассажирских терминалов, потере произведенных ранее в их реконструкцию и модернизацию инвестиций.
Так, по информации ИАА «ПортНьюс», на Дальнем Востоке отменены около 40 заходов пассажирских судов. Порт Владивосток отказал в заявке компании «Коста Азия», которая планировала выполнить в сезон 2021 года до 10 японских круизов с заходом в столицу Приморья. В порт Корсаков этот же круизный оператор в этом году не смог завести судно «Коста Серена». Планировалось около 10 судозаходов. Компания NCL не смогла осуществить заход в порт Владивосток судна Norwegian Jewel для подготовки к круизному сезону на Аляске.Порт Петропавловск Камчатский отменил по причине закрытия пунктов пропуска все заходы на 2021 года - более 15 круизных судов. При этом круизы на Аляске возобновлены в портах США с июля 2021 года.
Пассажирский порт Санкт-Петербург (Морской Фасад) не принимает круизные судна с сезона 2020 года. Однако соседи по Балтике с июля 2021 года возобновили работу круизных терминалов и с удовольствием обслуживают не добравшихся до России туристов. Например, порт Таллинн уже принимает суда круизных компаний из Германии (Aida Cruises, Mein Shiff (TUI), Phoenix Reisen) и США (Celebrity Cruises, Oceana Cruises). По данным статистики сайта crew-center.com, порт Таллинн уже принял 26 судозаходов и более 100 000 пассажиров. Считается, что один круизный пассажир в среднем оставляет в порту захода около 120 евро в сутки.
Компании из Скандинавии Tallinn Silja Line, Viking Line возобновили регулярные рейсы в Балтийском море с июля 2021 года. А работа российского паромного оператора St Peter Line в этом году так и не возобновлена.
В российском черноморском порту Сочи с июня 2021 года работает только каботажная круизная линия ФГУП «Росморпорт» с теплоходом «Князь Владимир». Турецкий оператор круизных судов Marebo Shipping Company организатор круизов из Сочи в порты Турции в июле и в августе 2021 года не получил разрешения Росприроднадзора на начало работы линии. В порту рассматриваются проекты запуска других круизных маршрутов на осень 2021 года и международные паромные линии из Сочи в Болгарию и Турцию. Но все проекты находятся под угрозой срыва.
В связи с этим Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила на имя главы правительства России Михаила Мишустина письмо (копия имеется в распоряжении «ПортНьюс»), в котором предложило включить морские пассажирские и смешанные грузо-пассажирские пункты пропуска, наряду с воздушными, в данное распоряжение. В свою очередь, АСОП от имени соответствующих портов гарантировало соблюдение строгих противоэпидемиологических мер.
«Благодаря усиленным протоколам безопасности, реализованным на пассажирских судах, круизные лайнеры являются «чистыми» зонами, на борту находятся исключительно «чистые» пассажиры и экипаж и обеспечиваются все необходимые санитарно-эпидемиологические требования. Операторы морских пассажирских терминалов в свою очередь готовы обеспечить соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований...», - указано в письме Ассоциации.
По данным, приведенным АСОП, крупнейшие в России морские пассажирские порты и терминалы, расположенные в Санкт-Петербурге, Сочи, Владивостоке и Петропавловске-Камчатском, операторами которых являются АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», АО «Морской порт Сочи», ООО «Владивостокский морской терминал» и ФГУП «Росморпорт» соответственно, были вынуждены полностью прекратить деятельность, связанную с обслуживанием пассажиров круизных судов.
В письме АО «Сочинский морской торговый порт» на имя заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой (копия письма имеется в распоряжении «ПортНьюс») также содержится просьба оказать содействие в получении разрешений на открытие круизной линии для граждан России по маршруту Сочи-Сасун-Амастра-Стамбул-Зонгулдак-Синоп-Трабзон-Сочи, с заходом в турецкие порты.
Как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в АО «Сочинский морской торговый порт», «введенные в связи с пандемией COVID-19 ограничения оказали определенное влияние на деятельности Сочинского морского порта. Большинство судозаходов иностранных круизных судов, предварительно заявленных на 2021 год, на сегодняшний день отменены. Также пока остается под вопросом запланированное на 2021 год открытие нескольких собственных регулярных линий, в том числе пассажирской линии с Грузией и грузопассажирской линии с Турцией. Суммарная выручка от включенных в план порта на 2021 год судозаходов иностранных круизных линий и новых собственных линий составляет около 48% всех заложенных в расчетный бюджет порта на 2021 год доходов от обслуживания судов».
В свою очередь, в АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» «ПортНьюс» сообщили, что запрет приводит к потере до 90% выручки терминала.
«С 2020 года по сегодняшний день круизно-паромная навигация на объектах АО «ПП СПб МФ» полностью отсутствует. Заход круизных и паромных судов обеспечивает до 90% доходов компании. По имеющийся еще на декабрь 2020 года информации, в соответствии с запланированным на 2021 год расписанием, ожидалось порядка 380 судозаходов по всем объектам компании (Пассажирский порт Санкт-Петербург, Морской вокзал, причальные комплексы на Английской наб. и наб. Лейтенанта Шмидта). Так же стоит отметить, что АО «ПП СПб МФ» готово в тестовом режиме, с соблюдением противоэпидемиологических Стандартов безопасности, в любой момент обеспечить прием круизных и паромных судов».
Следует отметить, что указанные ограничения оказывают крайне негативное воздействие на состояние пассажирской инфраструктуры в морских портах, выбивает Россию из возрождающегося мирового круизного туризма, что может оказать негативные последствия для отрасли в долгосрочной перспективе.
Опрошенные ИАА «ПортНьюс» эксперты уверены, что если решение круизной проблемы в России не будет найдено в ближайшее время, то это приведет отрасль к огромным потерям на несколько лет вперед.
«Из-за действующих ограничений для пассажиров круизных судов и паромов в морских пунктах пропуска портовые власти и участники портовой деятельности теряют миллионы долларов недополученных доходов, - пояснил в беседе с ИАА «ПортНьюс» генеральный директор компании «Интермарин Круиз Ферри Менеджмент» (портовый агент и эксперт по морскому судоходству) Игорь Глухов. - Неопределенность, связанная с перспективами открытия России для пассажирских судов приводит к тому, что постоянные клиенты круизных и паромных компаний вынуждены уходить в другие страны и регионы работ. Например, ближайший к Санкт-Петербургу порт Таллинн этим летом принимает более 20 больших круизных судов - тех, которые при отсутствии запретов обязательно пошли бы в Санкт-Петербург. Речь идет о 100 тысячах пассажиров. Под угрозой срыва оказалось несколько проектов на Черном море в порту Сочи, отменены судозаходы в порты Дальнего Востока – Владивосток и Корсаков».
В строительство инфраструктуры пассажирских портов России вложены сотни миллионов долларов частных и государственных средств. Простой портов пагубно отразится на развитии туристической сферы портовых городов и нанесет всей индустрии морского туризма большой ущерб – и финансовый и репутационный.
«Если такая ситуация сохранится и дальше, то есть серьезный риск потери клиентуры российскими пассажирскими портами на многие годы вперед, потому что расписание круизных судов и паромных линей составляется из расчета до 24 месяцев вперед, - отмечает Игорь Глухов. - Поэтому необходимо срочно закончить эту автоблокаду российских портов».