На объединенной площадке Астраханского государственного университета, Астраханского государственного технического университета и корпоративного учебного центра «Лукойл» состоялось обсуждение вопросов инновационного судостроения и освоения ресурсов Мирового океана, коммерциализации научных разработок и технологического партнерства, реализации актуальных образовательных технологий и подготовки специалистов будущего.
Спикерами круглого стола выступили Александр Пинский, генеральный директор отраслевого центра Маринет; Алексей Боровков, руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета; Василий Гуцуляк, президент Ассоциации международного морского права; Алексей Скорупский, первый заместитель генерального директора ООО ИТЦ «Сканэкс»; Алла Кошурина, руководитель Приволжского проектного офиса Маринет, и многие другие. Более 150 ученых, специалистов морской отрасли, руководителей отраслевых центров приняли участие в обсуждении в очном и дистанционном формате. Трансляцию мероприятия обеспечивало информационно-аналитическое агентство «ПортНьюс».
В центре внимания участников круглого стола оказались проблемы развития отечественного гражданского судостроения, законодательного регулирования навигации автономных судов, технологические запросы университетов и компаний-разработчиков телеуправляемых и автономных подводных аппаратов, законодательные инициативы, перспективы развития морского интернета вещей.
Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам АГУ и модератор круглого стола, призвал участников к обсуждению на дискуссионной площадке тех технологий, которые потенциально можно приземлить на пространстве Большого Каспия.
«На Каспии как в ключевом морском регионе сконцентрировались все вопросы морской отрасли: безопасность навигации в различных условиях, включая ледовые, добыча полезных ископаемых и биоресурсов, экологическая безопасность, мультимодальные перевозки, судостроение, международная кооперация. Всё этого позволяет говорить об уникальных перспективах опережающего развития новых технологий для морской отрасли», - отметил Александр Пинский.
С приветственным словом также выступил Саидахмад Азимов, руководитель программ отдела ИС для предпринимательства Всемирной организации интеллектуальной собственности: «Интеллектуальная собственность является мощным инструментом для достижения экономического, социального, научно-технического развития. Значимость использования интеллектуальной собственности для достижения прогресса становится все более ясной».
Алексей Боровков, анализируя технологии создания цифровых двойников обозначил задачу проектирования государственного стандарта: «В конце прошлого года мы приступили к решению этой задачи и рассчитываем, что к концу этого года стандарт будет в высокой степени готовности. Стандарт называется «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения». С цифровыми двойниками можно заходить на разные стадии жизненного цикла изделий, что дает развитие такому направлению как предиктивная аналитика. В этом направлении мы будем работать в рамках реализации программ ДПО в наших зеркальных инжиниринговых центрах».
Анализируя тенденции развития отечественного гражданского судостроения, Олег Тимофеев, декан факультета кораблестроения и океанотехники Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, акцентировал внимание участников круглого стола на таких проблемах, как конкурсная система поставок комплектующего оборудования, необходимость технологической модернизации судостроительных предприятий, ограниченное количество больших построечных мест, локализация производства и недостаточный опыт проектирования в конкурентных нишах.
Владимир Филаретов, директор департамента автоматики и робототехники Института Мирового океана Дальневосточного федерального университета, рассказал об особенностях выполнения подводных операций необитаемыми подводными аппаратами, новых принципах управления НПА, системе интеллектуальной поддержки операторов НПА, а также об опыте ДВФУ в создании подводных трассовых роботов для очистки частей подводных газопроводов.
Василий Гуцуляк рассмотрел в своем выступлении проблемы законодательного регулирования навигации автономных судов и тенденции развития данного сегмента судостроения. «Сегодня на морских судах фактически живет мегаполис по количеству членов экипажей. Проблема заключается в том, что расходы на экипаж – это вторая по значимости после топлива статья расходов. Это первый аргумент в пользу появления автономных судов. Второй аргумент: сегодня в судоходной отрасли наблюдается явный дефицит кадров. Еще один немаловажный фактор – человеческий: сегодня свыше 80% аварий происходят по вине человека. Эти три фактора в совокупности с другими второстепенными причинами привели к появлению судов, автоматизация которых может достигать той степени, что позволяет использовать либо минимальное число членов экипажа, либо вовсе обходиться без него», ˗ уточнил спикер.
Сергей Мотыжев, главный научный сотрудник НИЛ «Морские наблюдательные системы» рассказал участника круглого стола о создании сквозной цифровой платформы для оперативного гидрометеорологического контроля на основе использования измерительных буев. Они могут осуществлять замеры в ледовых образованиях, параметры воды на суше и ряд других параметров.
Алексей Скорупский, представляя разработки программного обеспечения на основе спутниковых снимков, особое внимание уделил ПО для мониторинга геодинамики, которое позволяет получать цифровые модели рельефа. «В рамках интерферометрических исследований мы исследовали портовые зоны и обнаруживали точки проседания и деформации поверхностей. Это помогло избежать множества проблем. Таким образом, интерферометрия – это один из те способов, который может и должен использоваться в портовых зонах», - рассказал спикер.
В круглом столе также приняли участие представители госкорпорации «Росатом» Константин Панин и Александр Петровский. Спикеры сделали акцент на изменениях в деятельности «Росатома»: «Мы тратим более 4,5% выручки на исследования. Это позволяет создавать инновационные решения как для атомной отрасли, так и для множества других отраслей промышленности, в том числе цифровые решения. Помимо энергетических решений, «Росатом» развивает исследования в таких сферах, как аддитивные технологии, ветроэнергетика в России, судокомпьютерные технологии, композитные материалы, квантовые компьютеры, и для нас это не второстепенные разработки».
Открывая образовательный блок круглого стола, Евгений Казанов, Директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», рассказал об инициативе «Эковолна» - экокатамаран, который в 2017-2018 году прошел 8000 км по рекам России, используя только энергию солнца без применения каких-либо видов горючего топлива.
Алла Кошурина призвала участников круглого стола вступать в коллаборативные проектные группы вузов и НИИ: «Если правильно выстроить проекты, если правильно сформировать команду исполнителей, то привлечение бюджетных средств в проект позволяет частным компаниям уменьшить собственные вложения в эти проекты, быстрее их реализовывать. В комплексных научно-технических проектах нужна обязательная кооперация. Существуют корпоративные связи между определенными институтами – образовательными и научными – и коммерческими организациями. Такие объединения, которые могут решать отраслевые задачи на серьезном уровне, ˗ это та перспектива, где мы можем совместными усилиями, создавая определенные направления, получить поддержку на государственном уровне».
Директор ООО «Центр развития робототехники» Сергей Мун рассказал о региональных, российских и международных соревнованиях по робототехнике, в которых могут принимать участие, как школьники и студенты, так и профессионалы.
Дмитрий Никущенко, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет», рассказал об инициативе университета по открытию инженерных классов IT, морской и робототехнической направленности в школах Санкт-Петербурга.
В завершении обсуждения со-модератор круглого стола Юрий Максименко, проректор по научной работе и инновациям АГТУ, отметил актуальность вопросов законодательного регулирования и государственной поддержки инновационных разработок, представленных спикерами, а также необходимости качественной подготовки специалистов для обслуживания морской отрасли. Участники приняли решение поддерживать создание на базе университетов и НИИ «подразделений-лидеров», таких как инжиниринговые центры, профильные центры компетенций, «стартап-студии», корпоративные базовые кафедры, которые обеспечат их динамичное и устойчивое развитие, находясь во взаимосвязи с ведущими российскими и зарубежными центрами исследований, инноваций и национальными чемпионами. Помимо этого, участники признали необходимым продолжать практику создания спин-офф компаний университетов для использования существующих механизмов развития проектной деятельности, включая возможности привлечения финансовых ресурсов с помощью институтов развития, таких как «Сколково», «Фонд содействия инновациям» и многих других.
Материал подготовлен Оргкомитетом мероприятия.