Морские порты Азовского моря в прошлом году показали рост грузоперевалки, а сейчас демонстрируют снижение грузооборота. О том, как зерновой рынок влияет на грузооборот портового комплекса и какие проблемы встают перед портовыми властями зимой, в интервью «ПортНьюс» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Сафоничев.
- Грузооборот морских портов Азовского моря в 2020 году вырос на 8% в сравнении с 2019 годом. И это несмотря на коронавирус и сложную экономическую обстановку. Сергей Викторович, поясните, пожалуйста, с чем Вы связываете такую динамику?
- Несмотря на сложности работы морского транспортного комплекса, вызванные пандемией коронавируса и принятыми ограничительными мерами, в целом в морских портах Азовского моря в 2020 году отмечен рост основных показателей. Так, судозаходы в прошлом году выросли на 5,2% по отношению к 2019 году, а грузооборот морских терминалов увеличился на 8,1%. В лидерах роста – морские порты Ростов-на-Дону и Кавказ.
В общем объеме грузооборота морских портов Азовского моря зерновые грузы занимают наибольший (порядка 40%) удельный вес. Причиной этого стал хороший урожай зерна в Ростовской области и Краснодарском крае в 2020 году. В сравнении с 2019 годом рост перевалки зерна в портах бассейна превысил 43%.
- Каких результатов вы ждете в этом году?
- Этот год начинается не так хорошо. По результатам первых четырех месяцев 2021 года судозаходы в морские порты Азовского моря сократились на 20% в сравнении с аналогичным периодом 2020 года и составили 4390 судов. Соответственно снизился и грузооборот морских терминалов. Снижение достигло 8,7% по сравнению с январем-апрелем 2020 года - в нынешнем году перевалено всего 19,2 млн тонн.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является временное снижение объемов перевалки зерновых грузов, вызванное введением ограничительных мер. Однако по итогам 2021 года мы ожидаем достичь уровня грузооборота прошлого года.
- Какие еще традиционные грузы обрабатывают стивидорные компании в портах Азовского моря?
- Наибольший удельный вес в структуре грузооборота морских портов Азовского моря, как я уже сказал, занимают зерновые грузы. В последние годы отмечается их существенный рост.
Кроме того, значительный объем в работе наших терминалов традиционно приходится на нефтепродукты и уголь. Они, как и другие виды грузов - минеральные удобрения, пищевой налив, генеральные, грузы в контейнерах, руда, металлолом, химические грузы - в объемных показателях сохранились на уровне прошлого года.
- Есть ли у портов Азовского моря потенциал для дальнейшего роста?
- Морские порты Азовского моря имеют значительный потенциал роста как в плане увеличения грузооборота, так и в плане расширения номенклатуры перерабатываемых грузов.
Развитие портовых мощностей осуществляется по двум основным векторам: это сложившиеся и перспективные грузопотоки. И оба эти вектора требуют внедрения новых, прогрессивных, инновационных технологий портовой инфраструктуры.
В последние годы в стране значительно возросло производство зерновых, особенно в южных регионах. На наши порты ложится часть возросшей нагрузки по перевалке зерна, идущего на экспорт. Соответственно, развивается и модернизируется портовая инфраструктура, связанная с обработкой зерновых грузов.
В этой связи хочу отметить неразрывную взаимосвязь всех компонентов транспортной отрасли. Развитие портов невозможно без модернизации и обновления флота, в том числе ледокольного, буксирного, вспомогательного. В этой области государством предприняты значительные шаги по созданию благоприятных и выгодных условий, стимулирующих строительство новых современных судов и их эксплуатацию под российским флагом. Особенно ответственной задачей для нас является обеспечение ритмичной круглогодичной работы портов.
- Грузооборот морского порта Ростов-на-Дону увеличился за 10 лет в два раза – с 8 до 16 млн тонн в год. Каковы его дальнейшие перспективы?
- Ростов-на-Дону, являясь крупнейшим российским морским портом Азовского моря, динамично развивается, и в настоящее время имеет дополнительные возможности увеличения объема грузооборота. Анализ имеющихся портовых мощностей свидетельствует о возможности увеличения объема перевалки в пределах до 20%. Кроме того, большой потенциал увеличения грузооборота морского порта Ростов-на-Дону несет в себе ожидаемый запуск в эксплуатацию Багаевского гидроузла. Также росту грузооборота может способствовать введение круглогодичной навигации на внутренних водных путях.
- Давайте поговорим немного о зимнем периоде. Какие ледоколы работали, какие ледовые ограничения действовали?
- Замерзание начинается с восточной части мелководного Таганрогского залива, и первыми в ледовую навигацию вступают морские порты Таганрог, Азов и Ростов-на-Дону. Причем сама река Дон может оставаться и без ледового покрова.
Распоряжениями капитанов названных портов начало периода ледокольных проводок было объявлено с 7 декабря 2020 года.
В морском порту Ейск ледовая навигация началась на день позже — с 8 декабря. Закончился период ледокольных проводок в Ейске с 15 марта 2021 года, что на три дня раньше портов Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог, где это произошло с 18 марта.
Таким образом, длительность периода ледокольной проводки в портах Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог составила 101 сутки, в Ейске 97 суток. Акватория и подходы к морским портам Темрюк и Кавказ этой зимой не замерзали.
Гидрометеорологические и ледовые условия прошедшей зимы можно охарактеризовать как умеренные. Периоды похолодания сменялись оттепелями, что приводило к быстрому замерзанию, а затем к полному разрушению льда. Всего за период ледокольной проводки акватория Таганрогского залива замерзала и очищалась ото льда четыре раза.
Наибольшего развития ледовый покров достигал в третьей декаде февраля, когда кромка льда в Азовском море опустилась до широты Приморско-Ахтарска. Максимальной толщины лед наблюдался в Таганрогском заливе. Толщина ровного льда достигала 15-20 см.
В связи с этим вводились требование наличия у судов ледового класса не ниже Ice 1 и запрет на плавание барже-буксирных составов.
Согласно утвержденного Росморречфлотом «Плана расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов 2020-2021 годов в замерзающих портах Российской Федерации» в Азовском море были задействованы пять линейных ледоколов: «Капитан Мошкин», «Капитан Демидов», «Капитан Чудинов», «Капитан Мецайк», «Капитан Крутов». Кроме того, работали портовые ледоколы и буксиры: «Капитан Харчиков» в порту Таганрог, «Муромец» и «Фанагория» в акваториях Ростова-на-Дону и Азова, «Генерал Раевский» и «Колгуев» в Ейске.
За период ледокольных проводок в зимнюю навигацию 2020 - 2021 годов в морских портах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск проведено 4279 судов. Суммарный грузооборот этих портов составил 8,5 млн тонн.
Говоря о ледокольных проводках в Азовском море и перспективах их проведения, следует отметить ряд проблем. Причем, часть из них можно отнести к разряду практически нерешаемых, а часть может быть устранена простыми организационными мерами.
Так, например, для обеспечения стабильной работы необходимо обновление ледокольного флота и увеличение количества работающих в бассейне ледоколов.
Ощущается нехватка портовых ледоколов, способных эффективно работать в условиях Нижнего Дона, обеспечивая маневрирование судов в акваториях портов Ростов-на-Дону и Азов.
Кроме того, пропускная способность р.Дон в нижнем течении и в Азово-Донском морском канале не позволит в будущем непрерывно наращивать количество проходящих на этом участке судов. Ширина Азово-Донского морского канала составляет 70 м. В зимнее время канал работает в режиме одностороннего движения. Двустороннее движение запрещено на части речных перекатов. Уже при существующем судопотоке возникают большие сложности.
Беседовала Кристина Ткачева