Один из старейших российских судостроительных заводов «Завод «Красное Сормово» в портфеле заказов на 2021 год недосчитался минимум 5 судов. Одна из причин - в отказе ГТЛК от подписанного ранее опциона на сухогрузы. Придется ли верфи сокращать рабочие места в Нижегородской области и расставаться с подрядчиками? Об этом в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор верфи Михаил Першин.
Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) успешно выполнил производственную программу 2020 года. Практически полностью сформирован портфель заказов на 2021 год, но он недостаточен для полной загрузки предприятия, имеющего возможность строить до двенадцати судов в год.
Знаковым событием 2020 года для завода и всей судостроительной отрасли России стал созданный на мощностях "Красного Сормово" пассажирский теплоход проекта Морского Инженерного Бюро (МИБ) PV300 «Мустай Карим». Лайнер построен в рамках трехстороннего контракта, где заказчиком выступила кэптивная лизинговая компания ОСК «Машпромлизинг», а получателем – судоходная компания «ВодоходЪ». В 2020 году завод передал заказчиками десять сухогрузов другого проекта МИБ RSD59, построенных по контактам с Государственной транспортно- лизинговой компанией (ГТЛК). Для судоходной компании «Пола Райз» сдано восемь судов, для ООО «Альфа» – два судна. Спуском третьего, в серии из девяти судов для ООО «Альфа», сухогруза «Владимир Латышев» открыта сдаточная программа 2021 года. Компании «Альфа» в наступившем году будет передано семь сухогрузов данного проекта. Всего к началу 2021 года завод построил и передал заказчикам 22 сухогруза проекта RSD59. Сегодня «Красное Сормово» – лидер по количеству построенных судов проекта RSD59 среди отечественных судостроительных предприятий.
В 2020 году завод «Красное Сормово», впервые в своей истории, приступил к строительству судов рыбопромыслового флота.
- Михаил Николаевич, ваше предприятие считают лучшей гражданской верфью в России. Что вы считаете своим главным достижением на сегодняшний день: количество построенных судов или, например, баланс сроков и качества строительства?
- Несмотря на сложную ситуация, связанную с короновирусом, мы выполнили судостроительную программу 2020 года: сдали 10 сухогрузов RSD59 и впервые за 60 лет - круизный лайнер PV300. Объем производства в прошлом году оказался самым большим за постсоветское время. Никогда такой судостроительной программы у нас не было.
Грузовые суда мы строили и раньше, но не в таком количестве: в 2018 года – мы сдали 7 судов, в 2019 году - 8 судов. А опыта строительства пассажирских судов у нас не было вовсе.
Мы действительно гордимся сроками строительства на нашем предприятии. Сложнейший проект "Мустай Карим" мы сдали "Водоходу" с минимальным отклонением от плана, а это первое в России пассажирское судно!
Сухогрузы для ООО "Пола Райз" - всю серию - сдали досрочно: на полтора месяца раньше плановых сроков передавали каждое судно.
Сегодня мы вышли на такие темпы работы, что время строительства одного сухогруза на "Красном Сормове" от момента начала резки металла до передачи заказчику составляет всего 6 месяцев, против 9 месяцев в самом начале строительства этой серии. Конечно, мы не считаем межнавигационный период. Наша верфь расположена на Волге, поэтому мы можем сдавать суда только 6 месяцев в году - в период навигации.
- Руководство ОСК неоднократно отмечало работу верфей по модернизации своих производственных мощностей. Что у вас на предприятии сделано в рамках этой программы?
- У нас есть инвестиционная программа, согласованная с ОСК, нашей управляющей компанией. Она поддерживает развитие нашего предприятия в технологическом плане, позволяет нам выйти на рекордные сроки строительства судов.
Мы осуществили инвестиции на сумму более 200 млн рублей. Эти средства направлены на тех. перевооружение предприятия и модернизацию оборудования. План на 2021 год по объёму инвестиций - такой же.
Хотелось бы отметить, что мы активно внедряем и систему бережливого производства. Она тоже делает вклад в сокращение сроков и снижение издержек.
- В итоговом пресс-релизе вы отмечаете, что на предприятии "практически полностью сформирован портфель заказов на 2021 год". Можете ли уточнить, какие суда уже закантрактованы, помимо 5-ти краболовов?
- Что касается сухогрузов, то у нас в сентябре 2019 года был подписан опцион с компанией ГТЛК на 20 судов. Девять из них построены, а решение по 11-ти судам постоянно откладывалось и откладывалось. На сегодняшний день судостроительный контракт по ним не подписан, и в первом полугодии 2021 года в планах ГТЛК этого подписания, к сожалению, нет.
Поэтому сегодня на 2020 год мы имеем твердых только 7 заказов проекта RSD59 для компании «Альфа» с разными сроками передачи заказчику - до 2022 года. При возможности в год строить до 12 грузовых судов!
Да, в мае 2020 года мы приступили к строительству серии из пяти судов-краболовов проекта КСП01 для компаний-участниц «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума». Это тоже новое направление в нашей судостроительной программе. Первое судно будет сдано в 2023 году, вся серия - до ноября 2024 года.
К сожалению, на сегодняшний день по этим проектам не полностью готова рабоче-конструкторская документация. Это связано с пожеланиями заказчика внести в проект изменения после начала эксплуатации первого аналогичного судна, построенного в Турции. Проектировщик - Морское Инженерное Бюро - вносит изменения, но эта работа требует времени.
Конечно, краболовы дают нам планомерную загрузку сборочного производства. По монтажным работам они загрузят производство процентов на 70.
Закантрактованные сухогрузы загрузят корпусное производство процентов на 60. Но корпусная линия, которая дает наибольший доход, у нас все равно будет на простое, если не будет каких-то дополнительных грузовых судов.
- А строительство пассажирских судов?
- Новые контракты на строительство пассажирских судов пока находятся на уровне обсуждения. Конкретных заявок от наших уважаемых заказчиков пока не поступало. Но это будет контракт не 2021 года, а более поздних периодов, поскольку согласованной проектной документации по новым пассажирским судам тоже еще нет.
- Вы работает с одним проектировщиком - МИБ?
- За последнее время, да. Исключение составляют дноуглубительные суда, тогда проект был от компании Damen.
Хочу отметить, что механизм взаимодействия с МИБом успешно отработан. У нас нет особых нареканий. И мы и проектант, в первую очередь, нацелены на пожелания заказчика. Это очень важно.
- Давайте вернемся к вашему портфелю заказов на 2021 год. ГТЛК отказалась выполнять опцион 2019 года. Какая была аргументация такого решения?
- Временная нецелесообразность таких заказов. Мы писали обращение в ГТЛК от своего имени, от имени губернатора Нижегородской области… Пока ответ таков: в связи с общей экономической ситуацией в стране и пандемией решение о заключении судостроительных контрактов переносится на второй квартал 2021 года. Но это не гарантирует, что во втором квартале будет подписан договор.
- А помимо крупнейших отраслевых заказчиков - ГТЛК и Машпромлизинга, который заявил о планах финансировать строительство пассажирских судов, вели ли вы переговоры с другими финансовыми институтами?
- Да, после того, как мы получили отрицательный ответ от наших ключевых заказчиков, мы провели ряд переговоров с другими финансовыми структурами. Но у них опыт по судовому лизингу отсутствует. Поэтому пока отрицательного ответа у нас нет, но и положительного решения пока ими не принято. На протяжении двух месяцев мы уже ведем такие переговоры.
- Михаил Николаевич, если вы не сможете самостоятельно найти дополнительную загрузку для "Красного Сормово", какие будут последствия? Вы сократите инвестпрограмму? Вы будете сокращать штат?
- В первую очередь, нам придется отказаться от договоров подряда, то есть лишить работы около 500 человек, жителей Сормовского района Нижегородской области.
Снизятся бюджетные поступления, программы по развитию предприятия придется тоже минимизировать.
Беседовала Надежда Малышева