Dura lex: новый год, новые правила
Как обычно, новый год несет в себе и новое законодательство и правила, в том числе отраслевые. Предлагаем краткий обзор наиболее важных отраслевых нормативно-правовых актов и новаций, вступающих в силу в 2021 году. Более подробный материал на данную тему c комментариями отраслевых юристов читайте в февральском номере издания «Портовый сервис».
Порты
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящий изменения в порядок хранения пестицидов и агрохимикатов в границах водоохранных зон. Федеральный закон принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года и одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года.
Законом разрешено хранение агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введённых в эксплуатацию до 1 января 2013 года и расположенных на территориях морских портов, при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.
Минтранс России, в свою очередь, закрепил понятие закрытой перевалки угля в морских портах. Соответствующий приказ Минтранса был зарегистрирован Минюстом России 15 октября. Документом внесены изменения в пункт 9 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утверждённых приказом Минтранса от 9 июля 2014 г. № 182. Новый приказ нормативно закрепил понятие технологического процесса закрытой перевалки угля. Теперь он включает в себя совокупность технологий, технических способов и методов, предусмотренных Справочником наилучших доступных технологий.
ФГУП «Росморпорт» с 1 января 2021 года в морских портах России устанавливает ставки сбора транспортной безопасности акватории морского порта на 3% выше действующих. Отмечается, что величина указанных ставок ниже предельного максимального уровня, установленного ФАС России, и не превышает планируемую правительством России инфляцию в размере 3,7% на 2021 год.
Также с 1 января 2021 в морпортах России изменяется стоимость нерегулируемых видов деятельности, оказываемых «Росморпорт» за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов и экологической безопасности в морских портах на 2,1% и 2,9% соответственно.
Также «Росморпорт» ранее уведомил арендаторов, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, о возможности заключения дополнительных соглашений к договорам аренды федерального недвижимого имущества, которые заключены до 1 апреля 2020 года, о предоставлении отсрочки арендной платы с 1 апреля по 1 октября 2020 года. Задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 года в срок, предложенный арендаторами, но не позднее 1 января 2023 года, поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды.
Судостроение
Минпромторг России разработал проект обновленной госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». Пояснительная записка к документу декларирует, что цели и структура новой версии госпрограммы в целом остаются неизменными по сравнению с предыдущей редакцией. Вместе с тем в него включен ряд изменений, касающихся рыбной отрасли.
Проект постановления правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Программа определяет основные положения господдержки отечественного судостроения до 2030 года. Одним из оснований для корректировки ранее принятой госпрограммы является проект федерального бюджета на 2021-2023 гг.
Проект учитывает необходимость финансовой поддержки российских верфей, которые должны обеспечить увеличение объемов производства гражданских судов и морской техники в 5 раз по отношению к 2013 году. Для поддержки проектов лизинга гражданских судов «Объединенная судостроительная корпорация» должна получить в 2021 году из госбюджета 3,5 млрд руб. При этом дополнительный объем финансирования ССК «Звезда» в период 2021-2023 годов составит 7,6 млрд руб., 12,06 млрд руб. и 11,94 млрд руб. в год соответственно. Уровень локализации производимой продукции судостроения, согласно госпрограмме, должен вырасти до 70%.
Поддержка рыбопромыслового флота впервые выделена в отдельное направление. При этом субсидии в размере от 360 до 660 млн руб. в год будут предоставлены на строительство средне- и малотоннажного флота на верфях Крыма и Севастополя.
Минпромторг не включил в проект госпрограммы средства на субсидирование строительства краболовов на дальневосточных верфях. На эти цели бюджет в госпрограмме не предусмотрен. Вместе с тем идея использовать в качестве меры поддержки строительства краболов на Дальнем Востоке механизм субсидирования 20% капитальных затрат из федерального бюджета была предложена вице-премьером Юрием Трутневым и подержана президентом России Владимиром Путиным, соответствующее поручение глава государства дал 1 октября 2019 года (№ Пр-2070). В августе 2020 года правительство РФ утвердило Правила предоставление субсидии, документ вступает в силу с 1 января 2021 года. Размер субсидии не должен превышать 340 млн руб. В программе будут участвовать организации, получившие доли инвестиционных квот на добычу краба на электронном аукционе. В рамках договора о закреплении доли они обязались приобрести среднетоннажные суда, сделанные в России.
Заключать соглашения о выдаче субсидий, а также контролировать их исполнение поручено Минпромторгу. Новая норма начнёт действовать с 1 января 2021 года. Отмечается, что это мера поддержит дальневосточную судостроительную промышленность и ускорит обновление рыбопромыслового флота.
Также, в рамках «регуляторной гильотины» отменены устаревшие нормы эксплуатации электрооборудования на рыболовецких судах.
Отдельные акты и их положения, содержащие требования по контролю в сфере сельского хозяйства и рыболовства, признаны недействительными и перестанут действовать с 1 января 2021 года. Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Решение затронет 60 документов, изданных с 1992 по 2018 год. В их числе – правила проведения сравнительных анализов семян и эксплуатации электрооборудования на рыболовецких судах, регламенты перевозки подкарантинных грузов и экспертизы продукции животного происхождения. Им на смену придут современные нормы, выстроенные на базе риск-ориентированного подхода к государственному регулированию.
Арктика
Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики подготовило новую редакцию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» 2021-2024 годы.
Структура действующей госпрограммы не предусматривает реализацию инструментов социально-экономического развития территории, что не соответствует целям и задачам развития Арктической зоны России, определенных Основами госполитики РФ в Арктике и Стратегией развития арктических территорий до 2035 года.
Добавим также, что с 1 января 2021 года вступили в силу изменения в федеральном законодательстве для резидентов территории опережающего развития.
Главгосэкспертиза
С 1 февраля 2021 года Главгосэкспертиза России полностью переходит на оформление и подписание договоров, актов сдачи-приемки оказанных услуг только в электронном виде. Сделать это можно через личный кабинет заявителя в автоматизированной информационной системе «Главгосэкспертиза», предназначенной для обмена информацией между заявителем и учреждением. Договоры на бумажном носителе заключаться не будут.
Регистр
Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) подготовил новое издание Правил по нефтегазовому оборудованию (Правила НГО) морских плавучих нефтегазодобывающих комплексов (ПНК), плавучих буровых установок (ПБУ) и морских стационарных платформ (МСП). Документ, размещенный в открытом доступе на сайте РС в разделе «Издания РС», вступил в силу 1 января 2021 года.
Требования Правил НГО распространяются на нефтегазовое оборудование, системы и оборудование для бурения, системы и оборудование для добычи, подготовки и отгрузки продукции, функциональные составляющие нефтегазового оборудования и оценку безопасности ПНК/ПБУ/МСП при эксплуатации нефтегазового оборудования.
Также Регистр выпустил Руководство по кибербезопасности. Документ размещен на официальном сайте РС в разделе «Издания РС – Руководства». Положения Руководства вступили в силу с 1 января 2021 года.
Новый документ содержит рекомендации по проектированию, изготовлению, обслуживанию и испытаниям судовых компьютеризированных систем. Его положения будут применяться на этапах проектирования и строительства судов, контракты на постройку которых будут заключены с момента вступления руководства в силу.