1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Фантомы российской инфраструктуры-2020

29 декабря 2020   20:01

Фантомы российской инфраструктуры-2020



Уходящий год ознаменовал собой заморозку или некоторое торможение отдельных крупных проектов по развитию портовой инфраструктуры. При этом правительство намерено ужесточить законодательство в отношении инвесторов, реализующих проекты в портах. Эти планы, впрочем, встретили критику со стороны отраслевого сообщества.

Лавна


Проект комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ) реализуется, что называется, «давно и упорно». В рамках проекта планируется создать угольный терминал «Лавна» на левом берегу Кольского залива. Однако, когда проект задумывался, ситуация на мировом рынке угля была совершенно иной. В последние же год-полтора наблюдается устойчивая тенденция на долгосрочное сокращение спроса на уголь на западном направлении, что предусмотрено энергетической стратегией Евросоюза. В связи с этим падение экспорта угля на запад уже ощущается и достаточно остро, а в портах Северо-Запада формируется профицит угольных мощностей.

Как рассказал в ходе организованного «ПортНьюс» в ноябре 2020 года Круглого стола «Системные проблемы морского и речного транспорта через призму COVID-19» >>>> заместитель министра транспорта России Юрий Цветков, из-за изменения рыночной конъюнктуры проект строительства угольного терминала Лавна планируется пересмотреть, диверсифицировав его грузовую базу.

Позже глава Росморречфлота Александр Пошивай сообщил журналистам, что терминал предполагается запустить в 2023 году >>>>  на мощность в 18 млн тонн в год.

«Терминал Лавна предполагается запустить в 2023 году»

Отметим, что в целом инвестиции в проект комплексного развития Мурманского транспортного узла составляют более 130 млрд руб, вложения в создание терминала «Лавна» - 34 млрд руб. В рамках проекта планируется создать глубоководный причал длиной 660 м, который будет способен принимать одновременно два крупнотоннажных балкера дедвейтом от 20 до 150 тыс. тонн.

Порт Пионерский


Самый западный долгострой – пассажирский терминал в пос. Пионерском Калининградской области. Изначально терминал предполагалось построить еще к чемпионату мира по футболу 2018 года, однако «воз и ныне там». Строительство объекта в  уходящем году было приостановлено. Как сообщалось, срыв сроков исполнения контракта был вызван двумя факторами: повреждением строительных конструкций строящегося оградительного мола в результате штормовых явлений в январе 2019 года и неисполнением генподрядной организацией своих обязательств по контракту с нарушением календарного графика выполнения работ.

Был объявлен конкурс на продолжение работ, в котором в декабре 2020 года победило ООО «Интер РАО - Инжиниринг» (г. Москва, входит в Группу «Интер РАО») >>>>  . Компания должна выполнить работы по строительству за  5,98 млрд руб.

Согласно конкурсной документации, срок завершения работ: 20 декабря 2022 года.

«Согласно конкурсной документации, срок завершения работ в Пионерском - 20 декабря 2022 года»

Проект осуществляется в рамках подпрограммы «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)» и во исполнение соответствующий президентских поручений, данных еще в 2013 году.

Терминал рассчитан на обслуживаниекак круизных, так и паромных пассажиров. Так, терминал должен обслуживать не менее 225 тыс. круизных туристов в год с числом судозаходов в 110 круизных судов в год, а также 80 тыс. паромных пассажиров, 80 тыс. единиц накатных грузов при 312 судозаходах паромов в год.

Сухогрузный район порта Тамань

На Юге среди проектов, которые никак не могут реализовать, выделяется сухогрузный район порта Тамань. Проект, отчасти, также пал жертвой изменившейся конъюнктуры на мировом рынке угля.Большинство инвесторов, во всяком случае на данный момент, потеряли к нему интерес. Как рассказал журналистам в сентябре 2020 года генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев, проект планируется исключить из комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры (КПМИ) >>>>  .

Глава «Росморпорта» уточнил, что по проекту остался лишь один инвестор - «Металлинвест», однако в одиночку он не сможет его реализовать.

«Но если инвесторы появятся, то мы готовы всячески их поддержать», - отметил Андрей Лаврищев.

Балтийский СПГ


Балтийским долгостроем можно по праву считать проект создания завода по сжижению природного газа (СПГ) с морским терминалом в порту Усть-Луга, ранее известный как «Балтийский СПГ». Его мощность изначально заявлялась в 10 млн тонн СПГ в год.

По информации от середины ноября 2020 года, «Газпром» планирует ввести комплекс в 2024 году >>>> . Как следует из материалов компании, при этом ввод в эксплуатацию первой очереди намечен на 2024 год, второй очереди – на 2025 год. 

Напомним, в марте 2019 года ПАО «Газпром» и АО «РусГазДобыча» перешли к стадии реализации данного проекта, который предусматривает сооружение мощностей по ежегодной переработке 45 млрд куб. м газа, производству и отгрузке 13 млн тонн СПГ, 3,6 млн тонн этана и до 1,8 млн тонн сжиженных углеводородных газов в год. Сырьем для предприятия станет этансодержащий природный газ, добываемый «Газпромом» из ачимовских и валанжинских залежей месторождений Надым-Пур-Тазовского региона. Оставшийся после переработки природный газ - около 18 млрд куб. м - будет направляться в газотранспортную систему ПАО «Газпром».

«Балтийский СПГ находится на этапе проектирования»

На данный момент проект находится на этапе проектирования.

Арктические мечты


Планы по строительству терминала в Индиге заявлялись на протяжении многих лет и разными инвесторами. Изначально там планировалось строить терминал СПГ, теперь же, в соответствии с планами текущего инвестора - корпорации AEOH - там предполагается построить диверсифицированный терминальный комплекс с общей мощностью в 80 млн тонн грузов в год >>>> . Часть этих грузов будет приходиться на Японию, поскольку порт будет спроектирован и построен прежде всего для обработки таких грузов, как коксующийся уголь, древесина, удобрения и химические продукты, бумага.

В настоящее время также прорабатывается возможность строительства железнодорожной ветки к порту, а также определяется конкретное место под его размещение.

Общий объем инвестиций в проект оценивается более чем в 300 млрд руб., при этом, как утверждается, в проект уже было инвестировано свыше $5 млн.

Охотники за привидениями

С целью снижения количества «фантомных», плохо проработанных проектов в части развития портовой инфраструктуры, на которые при этом расходуются силы и средства государства, в правительстве страны предлагают ужесточить ответственность инвесторов.


Как сообщил в ходе итоговой коллегии министерства транспорта России первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов >>>> , с инвесторами проектов по развитию портовой инфраструктуры России должны быть заключены соглашения, предусматривающие их обязательства, до конца 2020 года.

«В части развития портовой инфраструктуры хотел бы обратить внимание на безусловное исполнение поручения президента: речь идет о закреплении обязательств частных инвесторов при реализации проектов по развитию портовой инфраструктуры. В соответствии с поручением, до 1 декабря 2020 года должен быть принят соответствующий закон, а до конца года должны быть заключены соглашения с инвесторами. Прошу это рассматривать как важнейшую задачу министерства на текущий квартал этого года», - сказал Андрей Белоусов.

Тем не менее, подготовка законопроекта натолкнулась на отрицательную позицию со стороны профильного бизнеса. Так, в декабре 2020 года, в ходе XVIII Международной онлайн-конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) Серик Жусупов заявил >>>> , что законопроект вводит излишнее регулирование и опирается на подзаконные акты, которые еще предстоит принять, что делает его неясным.


«Системных проблем, связанных с реализацией инвестиционных проектов в морских портах, нет, что доказывает практика. Но есть субъективные проблемы, когда кто-то в определенных проектах не смог нормально отработать, и чтобы как-то скрыть свои субъективные проблемы, пытается это все перенести в правовое поле... Мы ответственно заявляем, что в рамках существующего правового поля... более чем достаточно мер государственного регулирования, позволяющих эффективно работать над инвестиционными проектами в рамках государственно-частного партнерства... На один рубль государственных инвестиций в портах вкладывается, как минимум, три-четыре рубля частных», - пояснил Серик Жусупов.

Представитель Ассоциации отметил, что принятие данного законопроекта в существующем виде будет препятствовать притоку инвестиций в отрасль, отпугивая потенциальных инвесторов.

«Будем просить вернуть данный законопроект в правительство на доработку», - сказал Серик Жусупов.

Напомним, законопроект закрепляет обязательства инвесторов по вводу объектов в эксплуатацию, если для таких объектов создаются объекты федеральной собственности, а также вводит ответственность частных инвесторов за невыполнение инвестиционных обязательств.

Если говорить в целом, то текущая ситуация в мировой экономике и политике плохо способствует долгосрочному инвестированию в крупные инфраструктурные проекты. Это связано как с пандемией коронавируса COVID-19, так и скандальными выборами в США, структурными изменениями на мировом энергетическом рынке. Остается лишь надеяться на то, что в 2021 году ситуация по всем направлениям стабилизируется: начнется массовая вакцинация, новый президент первой экономики мира приступит к выполнению своих обязанностей, а мировые рынки адаптируются к новым реалиям. Это, в свою очередь, позволит инвесторам прорабатывать свои проекты в более предсказуемых условиях.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru