О проблематике угольной ориентации портовой индустрии Владивостока в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает председатель Координационного совета по проблемам экологии Приморского края, д.б.н., главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН Владимир Раков.
Опубликованное на прошлой неделе распоряжение правительства РФ о расширении границ морского порта Владивосток до бухты Суходол под строительство морского терминала для перевалки угля усилило опасения научного сообщества региона. О проблематике угольной ориентации портовой индустрии Владивостока в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает председатель Координационного совета по проблемам экологии Приморского края, д.б.н., главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН Владимир Раков.
- Проекту морской порт «Суходол» уже почти десять лет. Почему сейчас этот вопрос снова актуален?
- Потому что проект получил отрицательное заключение общественной экологической экспертизы, вызвав несогласие экспертов по большинству пунктов предоставленной проектной документации. Однако подготовленное нами заключение было проигнорировано. Несмотря на запросы, мы не получили ответа ни от инвестора, ни от официальных органов. Между тем техногенные последствия выявленных нами нарушений могут носить негативный характер для различных сфер жизни Владивостока и его окрестностей.
- По закону решение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер. Какой смыл оспаривать законность строительства, соблюдающего формальные процедуры?
- Принципиальный. В общественном экспертном совете, вынесшем отрицательное решение по проекту, приняли участие более десятка ученых нескольких научных институтов – трех институтов ДВО РАН, а также ДНИИМФ и ДВФУ. Каждое суждение экспертной комиссии аргументировано научными исследованиями. Нельзя просто взять их и выкинуть. Нынешнее распоряжение главы правительства таким образом не только осложняет проблематику развития Владивостока, а в более широком смысле - фиксирует разрыв между наукой и капиталом в нашей стране.
- Каковы претензии экспертов к месту размещения терминала?
- Выбранное место крайне опасно для строительство любых портов, поскольку б. Теляковского — открытая со стороны Японского моря, подвержена воздействию тайфунов и цунами. В ходе строительства терминала уже возникло несколько ЧП, в том числе с двумя человеческими жертвами, когда в начале сентября 2020 г. прошел тайфун «Майсак». На берег бухты был выброшен плавкран, два человека погибли, несколько моряков получили ранения. Поскольку это мелководная бухта в проекте запланирован вынос пирса почти на 1 км от береговой линии, а также - большой объем дноуглубительных работ (десятки миллионов кубов грунта), с созданием свалки грунта по центру залива на траверзе бухт Емар и Большой Камень. При таких объемах дноуглубления и дампинга грунта, сильно пострадает практически вся северная часть Уссурийского залива, и в зоне воздействия окажутся бухты, где расположены Всероссийский детский центр «Океан» (б. Емар), Игорная зона (б. Муравьиная), пляжи б. Шамора и другие. Также будет нанесен непоправимый ущерб ценным водным биологическим ресурсам, местам обитания морских видов животных. Кроме того, проект не учитывает геологию места расположения, чреватую аварийными последствиями. Деятельность терминала ставит под угрозу существование уникальной флоры и фауны окрестностей, где обитают около 100 видов птиц, порядка 60 видов млекопитающих и рептилий, в том числе редкие эндемичные виды, как, например, занесенные в Красную книгу России уссурийский когтистый тритон и дальневосточный лесной кот. Однако самое большое воздействие – это последствия загрязнения угольной пылью, которые при заявленных объемах перевалки в 20 млн тонн год окажутся значительными и крайне негативно отразятся на качестве жизни во Владивостоке.