Во всех крупных портах Германии в ближайшие годы появится инфраструктура для производства и поставок водородного топлива. О перспективах водородной энергетики и возможном сотрудничестве с Россией в данном сегменте в интервью «ПортНьюс» рассказал председатель правления Объединения «Порт Гамбург Маркетинг е.В» Инго Эглофф.
- Пожалуйста, расскажите более подробно о федеральной водородной стратегии Германии в отношении водного транспорта: ключевые показатели, сроки их достижения?
- Федеральное правительство Федеративной Республики Германии, а также правительства пяти северных немецких земель: Гамбург, Шлезвиг-Гольштейн, Бремен, Нижняя Саксония и Мекленбург-Передняя Померания приняли решение о водородной стратегии. Целью этой стратегии является перевод промышленного сектора и сектора производства энергии на климатически нейтральную основу, т.е. мы хотим отойти от ископаемого топлива и производить его без выбросов CO2.
Переход на электроэнергию, получаемую от возобновляемых источников, таких как ветер, солнечный свет и водные потоки, требует сбалансированности колебаний, поскольку не всегда ветер дует и не всегда солнце светит. Вот почему нужна среда, которая послужит для хранения энергии и использования ее по необходимости.
Таким веществом может стать водород, который можно хранить и транспортировать. В Северной Германии имеются большие пещеры (подземные полости), которые образовались в результате добычи природного газа и которые могут быть использованы для хранения водорода.
Поскольку транспортный сектор также должен быть преобразован, то грузовые перевозки должны иметь альтернативу дизельному топливу. Грузовые автомобили массой в 40 тонн не могут работать от аккумуляторов. Альтернативой здесь может стать водород, который может быть использован либо как топливо, либо как материал для производства синтетического топлива. Это также относится к авиатранспорту, и, в ограниченной степени, к судоходству. Водород должен производиться как «зеленый водород», то есть электричество, необходимое для электролиза, должно поступать из возобновляемых источников энергии. Кроме того, водород будет производиться как технологический материал для промышленных нужд. До сих пор это в основном делалось на основе природного газа. Цель состоит в том, чтобы сделать это с помощью возобновляемых источников.
- Какие крупные проекты в области водородной энергетики реализуются в портах Германии и в судоходстве или планируются к реализации?
- Порты играют важную роль в водородной стратегии, поскольку они являются тем пунктом, где транспортируемый водород может быть выгружен и складирован, чтобы затем использовать его в отдельных секторах в качестве топлива либо материала для промышленных нужд.
Кроме того, порты, также как и гамбургский порт, являются крупными промышленными районами, поэтому водород, необходимый для промышленных нужд, либо производится в порту, либо доставляется туда.
В настоящее время в Гамбурге планируется строительство электролизных установок мощностью порядка 100 МВт. Кроме того, флот Гамбурга, который принадлежит городу и включает в себя буксиры, рабочие катера, полицейские катера и корабли пожарной службы, будет поэтапно переоборудован для работы на топливных элементах, возможно, в сочетании с гибридными приводами.
Поскольку около 50% товаров доставляются и вывозятся из порта Гамбург автотранспортом, то в будущем водород также будет использоваться в качестве топлива для грузового автомобильного транспорта.
И ряд компаний базисной отрасли, занимающихся производством, например, меди и стали, также должны осуществлять производство с нулевым уровнем выбросов CO2, чтобы водород возможно было рассматривать в качестве замены.
Другие порты, такие как Вильгельмсхафен и, возможно, Брунсбюттель, хотят позиционировать себя в качестве портов для импорта водорода. Преимущество Вильгельмсхафена состоит в том, что он подключен к крупным газопроводам, по которым также может транспортироваться водород. Брунсбюттель расположен прямо в одном из крупнейших районов химической промышленности Северной Германии.
- Почему водород является перспективным видом судового топлива? В чем его преимущества перед другими альтернативными видами топлива (СПГ, метанол, аммиак и др.)?
- Преимущество водорода в том, что он СО2 нейтрален, тогда как другие виды топлива по-прежнему производят СО2. Однако технологии для судов должны быть способны производить достаточное количество энергии. Технология применения топливных элементов известна из сферы строительства подводных лодок. Верфи также работают над технологией топливных элементов в пассажирском судоходстве. Однако, по всей вероятности, это будет продолжительный переходный период, в течение которого в судоходстве и в авиационных перевозках все равно придется использовать СПГ, метанол и другие виды топлива.
- Какие порты в Германии могут начать работать с водородом в ближайшие несколько лет и предоставлять услуги по бункеровке судов?
- Все крупные порты Германия готовятся к строительству водородных терминалов (разного размера), а также к созданию заправочных станций. В Гамбурге запланировано строительство бункеровочной станции для речных судов. В ближайшее время появится электрический буксир-толкач на топливных элементах, который будет курсировать между Гамбургом и Берлином и толкать грузовые транспортные суда с тяжеловесными грузами. Бункеровочная станция необходима также для грузовиков, которые будут работать на водороде. Есть частные предприниматели, которые хотят преобразовать свой автопарк. Также крупные немецкие производители грузовиков работают над водородным автотранспортом. Планирование продолжается, и с компаниями ведутся переговоры, чтобы убедить их создать соответствующие системы.
Внутри страны также задумываются о строительстве крупных электролизных установок. Так компания Shell планирует построить электролизер мощностью 1300 МВт в Северном Рейне-Вестфалии для обеспечения химической промышленности водородом.
- Как вы видите водородную логистику применительно к Германии?
- Германия будет самостоятельно производить долю «зеленого» электричества, необходимого для производства водорода, с помощью энергии ветра и солнца.
Северная Германия особенно подходит для ветроэнергетики, благодаря возможности строительства шельфовых ветряных генераторов.
К 2025 году в Северной Германии должны быть установлены 500 МВт электролизных мощностей, а к 2030 году - не менее 5 ГВт электролизных мощностей для производства зеленого водорода. С этой целью федеральное правительство решило построить дополнительные морские ветряные электростанции в Северном и Балтийском морях. к К 2035 году федеральное правительство планирует установить еще 5 ГВт.
Понятно, что потребуется помощь зарубежных партнеров, и для удовлетворения потребностей всей немецкой промышленности водород придется импортировать. Среди возможных партнёров федеральное правительство называет Марокко в качестве партнера для создания соответствующих систем и производства там «зеленой» электроэнергии из солнца и ветра.
- Видите ли вы перспективы сотрудничества с партнерами из России в области развития водородной инфраструктуры, водородных поставок и т.д.?
- Россия также неоднократно упоминается как партнер, поскольку у страны достаточно возможностей для производства энергии ветра на море и на суше. Совсем недавно министр экономики Баварии назвал Россию возможным партнером, а также упомянул о возможности использования трубопровода «Северный поток - 2» не для газа, а для водорода. Однако, скорее всего, это будет нереально, учитывая спрос на газ со стороны экономики Германии в ближайшие годы и отказ Нидерландов выступать в качестве поставщика.