• 26 ноября 2020

    Порты Великобритании: под натиском Brexit и COVID-19

    В беседе с корреспондентом журнала «ПортНьюс» генеральный директор British Ports Association (BPA) Ричард Баллантайн рассказал о том, как в условиях жесткой конкуренции портов на национальном уровне они справляются с последствиями пандемии коронавируса и Brexit.

    — Господин Баллантайн, расскажите, пожалуйста, какие задачи решает British Ports Association (BPA)?

    — В отличие от многих других морских государств, в Великобритании портовая отрасль стратегически и экономически независима от правительства, и порты конкурируют друг с другом. Наша национальная портовая ассоциация (BPA) представляет интересы более 400 портов, гаваней и морских объектов Великобритании. В этих портах ежегодно переваливается более 400 млн тонн грузов, в то время как в совокупности все порты страны обрабатывают 480 млн тонн. BPA является организацией на основе членства портов, и следовательно, ее задачей является обеспечение взаимодействия между портами и продвижение их интересов на некоммерческой основе.

    — Как пандемия коронавируса отразилась на грузообороте портов, входящих в Ассоциацию?

    — Правительство Великобритании недавно опубликовало предварительные объемы грузооборота портов за II квартал 2020 года. В соответствии с этими данными, объем грузов, обработанных за период с апреля по июнь 2020 года, снизился на 18%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 96,1 млн тонн. Обработка тарно-штучных грузов (грузов, перевозимых в контейнерах, на автопоездах) за эти три месяца упала на 44% — до 3,2 млн единиц.

    — Наблюдаете ли вы оживление морских перевозок в последние месяцы?

    — Да, в сегменте насыпных, навалочных грузов, контейнеров, Ro-Rо грузов и в секторе морской добычи и услуг наблюдается достаточно успешное восстановление позиций. Однако все еще имеем отставание в сегменте круизных и пассажирских паромных перевозок, которые понесли наибольшие потери.

    — Какова структура грузов, обрабатываемых в ваших портах? Есть ли среди них грузы, ориентированные на Россию?

    — Великобритания ориентирована на импорт: соотношение импорта — экспорта в объеме грузопотоков составляет примерно 60% на 40%, соответственно. Основными типами грузов по тоннажу являются: наливные грузы, в том числе нефтепродукты и газ, которые составляют 40% наших грузопотоков; примерно 23% Ro-Ro (накатных грузов), 20% сухих навалочных грузов и 12% приходится на Lo-Lo грузы. Порты Великобритании также специализируются на целом ряде грузов для морского энергетического сектора и также обрабатывают значительные объемы улова рыбы, особенно в Шотландии.

    Что касается грузов, ориентированных на Россию, то в 2019 году порты Великобритании обработали более 14 млн тонн грузов, импортированных или экспортированных из/в Россию. В основном это наливные грузы, сырая и очищенная нефть, которые Россия экспортирует в Великобританию. В Россию из Великобритании в основном импортируются автомобили, лекарственные и фармацевтические препараты, электрогенераторы и промышленное оборудование.



    — По вашим оценкам, как на деятельности портов Британии скажется Brexit?

    — В следующем году многие порты Великобритании сохранят нынешние грузопотоки, когда закончится переходный период, установленный в ЕС. Однако для некоторых портов последствия выхода из Европейского таможенного союза и единого рынка окажутся ощутимыми.

    Как островное государство Великобритания в значительной степени зависит от торговли с ЕС. Около половины наших европейских перевозок осуществляется на Ro-Ro сервисах, для которых введение новых таможенных мер и санитарного контроля может стать серьезным препятствием. Даже если удастся достичь сделки по выходу, мы понимаем, что это повлечет введение мер пограничного контроля. Поэтому, чтобы подготовить отрасль, отраслевое сообщество и правительство работают над созданием цифровой и материально-технической инфраструктуры.

    В случае, если переговоры ничем не закончатся, мы ожидаем увеличения тарифов при торговле между Великобританией и ЕС, что приведет к увеличению затрат на торговую деятельность.

    — В мире активно внедряются цифровые технологии, в том числе и в стивидорную деятельность. Как в портах Ассоциации продвигается этот процесс?

    — Как и во всем мире, порты Великобритании инвестируют в новые системы и технологии. В ряде портов изучают возможности расширения применения цифровых операций, превращения их в «умные порты». В свою очередь, правительство Великобритании приступило к исследованию вопроса, каким образом порты могут внедрять инновации.

    В действительности мы все еще находимся на относительно ранней стадии, хотя в самой портовой ассоциации BPA рассматриваются проекты автономной навигации и то, как они могут повлиять на наши порты.

    «Для некоторых портов последствия выхода из Европейского таможенного союза и единого рынка окажутся ощутимыми»


    — Как в стране развивается портовая инфраструктура для использования альтернативного бункерного топлива и для приема судов на электрической тяге?

    — В Великобритании объемы СПГ-бункеровок и заправки от береговых источников энергии довольно ограничены. Однако в ближайшее время мы ожидаем создания дополнительных объектов.

    Спрос на береговую электроэнергию для судов по-прежнему невелик, хотя мы наблюдаем рост интереса среди политических и общественных кругов к технологиям, позволяющим обеспечивать сохранение окружающей среды.



    — Какие меры принимаются в портах Ассоциации для снижения вредных выбросов в окружающую среду?

     — Крупные порты в Англии с ежегодной перевалкой грузов более 1 млн тонн реализуют программы контроля качества воздуха, которые позволяют измерять воздействие на окружающую среду.

    В нескольких портах рассматривают возможность использования электромобилей, портовых объектов и оборудования на электричестве, а правительство Великобритании повышает стандарты для грузовых автомобилей, чтобы они меньше загрязняли окружающую среду.

    — Какую роль играют речные перевозки в Великобритании при доставке грузов в морские порты или вывозе их?

    — Их доля относительно невелика, так как в любой пункт назначения на острове можно добраться от берега не более чем за два часа. Поэтому у нас нет крупных сервисов для транспортировок по внутренним водным путям. Тем не менее немало барж транспортируют строительный мусор по Темзе через Лондон, что помогает убрать излишний поток автотранспорта с дорог столицы.

Автор

Сафер Хакуз

khakuz59@gmail.com

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен