Генеральный директор АО «Центр судоремонта «Звездочка» Сергей Маричев рассказал «ПортНьюс» о деятельности предприятия, ипортозамещении, работе в условиях пандемии и антироссийских санкций.
- Сергей Юрьевич, «Звёздочка» участвует в строительстве платформы для проекта «Каменномысское-море». Расскажите об особенностях вашего участия в этом проекте: какие работы выполняете, в какие сроки, как будет осуществляться транспортировка модулей с предприятия?
- Да, «Звёздочка» в очередной раз участвует в строительстве объектов добычи углеводородов. Заработанное реноме в данной области сказалось на выборе предприятия как подрядчика. Заказчик некоторое время искал различные варианты выполнения проекта постройки ледостойкой стационарной платформы ЛСП «А» для освоения указанного газового месторождения. От схемы строительства и сдачи под ключ лишь силами предприятий в Северодвинске до создания этого масштабного и технологически сложного объекта по принципу распределения верфей. В защиту позиции участия только северодвинских судостроителей мы приводили несколько факторов. Это и готовность заводских акваторий, что сразу же привело бы к снижению логистических рисков, и приобретённый «Звёздочкой» и «Севмашем» ценный опыт в компетенции строительства наукоёмкой офшорной техники. Как показала успешная эксплуатация «Приразломной» и «Арктической», адрес постройки которых Северодвинск, – наши корабелы успешно справляются с такой работой, а не только умеют строить и ремонтировать подводные лодки. Главным козырем, как уже говорилось, является наличие локального промышленного комплекса в Северодвинске, способным реализовать такие сложные наукоёмкие проекты по строительству гражданской морской техники как нефтегазодобывающие платформы.
В результате всех сомнений остановились на последнем варианте. Думается, к такому выводу он пришёл после того, как взвесил все за и против, взвесил риски, учёл время, которое понадобиться на постройку. Согласно ему опорное основание по решению заказчика «Красноярскгазпром нефтегазпроект» будет построено на трёх площадках. Участие примут судостроители Астрахани, Калининграда и Северодвинска. «Звёздочка» будет в данном случае действовать в кооперации с «Севмашем». Наши коллеги уже летом приступили к формированию секций до 100 тонн, которые по воде переправят на наш берег.
Во второй очереди главного стапельного из них будут собраны четыре строительных подблока, которые в свою очередь будут объединены в строительно-монтажную единицу. В планах начало работ по монтажу и последующему насыщению оборудованием и системами намечено на октябрь. В итоге данная внушительная конструкция габаритами 139х23х17 метров с внутренним насыщением оборудованием и трубопроводами будет выведена в акваторию предприятия и готова к отправке в Калининград, где все три блока будут соединены в завершённое опорное основание. Решение, кто будет проводить транспортировку, остаётся за заказчиком.
Сегодня на «Звёздочке» готова площадка для сборки блоков в секцию, определены основные службы и цеха-исполнители, в первую очередь корпусозаготовительное и корпусосборочное производства, трубо- и механомонтажники. Это для нас играет положительную роль, так как позволит нагрузить корпусные цеха.
Особенностью корпуса основания является его устойчивость к низким температурам и ледовым нагрузкам. Плюс насыщение сложными системами. Поэтому нам придётся работать в связке с надзорными организациями – Российским морским регистром и Ростехнадзором. Они будут вести техническое сопровождение работ на объекте и давать добро на сдачу его заказчику и транспортировку морем. Объект сложный. Поэтому доля участия надзора распространяется на 80% предстоящих работ различного характера по постройке и оснащению.
«Следуем в русле исполнения поручений президента России о приведении в портфеле заказов соотношения гражданской и военной продукции к показателю 50/50»
Несмотря на масштабность этого газового заказа, никто не отменял выполнения нами контрактных обязательств в рамках гособоронзаказа. И здесь мы за счёт данного заказа, да и других как раз следуем в русле исполнения поручений президента России о приведении в портфеле заказов соотношения гражданской и военной продукции к показателю 50/50. (расширении номенклатуры гражданской продукции в портфеле заказов предприятий оборонно-промышленного комплекса до 50% к 2030 году).
- Ваше предприятие изготавливает гребные винты. Насколько стоимость изготовления и сроки отличаются от зарубежных аналогов? Планируется ли наращивание производства винтов?
- «Звёздочка», имея в своём составе специализированный центр пропульсивных систем, является, по сути, уникальным предприятием в России по производству гребных винтов. В течение последних десятилетий винтообрабатывающим производством освоено изготовление широкой линейки винтов из различных материалов, различного назначения и размера. Это достигается высокой квалификацией специалистов вкупе с современным техническим оснащением производства. Но отсутствие крупносерийного производства оборачивается повышением стоимости продукции. В текущем году отгружен последний комплект винтов для газовозов серии «Ямал», строящихся в Южной Корее. В общей сложности заказчик получил более 40 винтов.
На международном уровне «Звёздочка» благодаря взвешенной маркетинговой политике и технической готовности обеспечивает конкурентоспособные цены, сроки и качество гребных винтов, как на российском, так и на зарубежном рынке. Недаром ряд иностранных компаний более двадцати лет заказывал и, несмотря на санкции, продолжает заказывать винты у нас, расширяя тем самым географию поставок гребных винтов с брендом «Звёздочки».
Конструкторы и технологи Центра пропульсивных систем постоянно работают над соответствием гребных винтов самым высоким стандартам качества, что позволяет нам всегда оставаться ведущим российским предприятием в отрасли, не уступая ведущим игрокам мирового уровня.
- Производит ли «Звёздочка» другое судовое комплектующее оборудование? Есть ли планы расширения номенклатуры?
- Помимо гребных винтов Центром пропульсивных систем освоено производство целой линейки движительных комплексов. Это подразделение в структуре нашего предприятия обеспечивает проектирование, производство, испытание и сервисное обслуживание такого оборудования. За плечами конструкторского отдела ЦПС сотни проектов гребных винтов, десятки движительно-рулевых колонок, подруливающих устройств и валолиний.
«Помимо гребных винтов Центром пропульсивных систем освоено производство целой линейки движительных комплексов»
Специалисты проектно-конструкторского бюро плотно работают с ведущими проектантами судов и кораблей. Традиционно специализируясь на винтах ледового класса, мы развиваем, например, сотрудничество с ЦКБ «Айсберг» и в настоящее время разрабатываем рабочую конструкторскую документацию валопровода атомного ледокола «Лидер» проекта 10510.
В этом же ряду можно упомянуть работу с ЦКБ «Балтсудопроект». В планах «Звёздочки» разработка подруливающего устройства по отдельному спецпроекту. Вообще, сегодня конструкторское бюро ЦПС в состоянии осуществить любой комплекс расчётов по пропульсивным системам, технические и рабочие проекты, как целиком, так и их часть.
На наших производственных мощностях уже серийно изготавливаются ДРК мощностью от 2000 до 3000 кВт и от 4000 до 5000 кВт.
Движительно-рулевыми колонками и подруливающими устройствами производства «Звёздочки» оснащаются суда различных классов, строящиеся на верфях по всей стране: морские буксиры, кабелеукладчики, танкеры, ледоколы, суда-снабженцы и многие другие. Разумеется, устанавливаем ДРК нашего производства и на суда собственной постройки. В частности, ДРК мощностью 2400 кВт заменила применяемые ранее винто-рулевые колонки компании Rolls-Royсe на судах проекта 20180, серийно строящихся на «Звёздочке».
Помимо изготовления специалисты ЦПС осуществляют техническую поддержку и сервисное обслуживание поставленного оборудования на протяжении всего жизненного цикла, в том числе гребных винтов проходящих ремонт и освидетельствование на верфях Южной Кореи, Сингапура, Швеции, Багамских островов, Финляндии, Норвегии, Италии, Польши, Нидерландов, Японии, и др.
Признанием качества продукции стал диплом лауреата национальной премии в области импортозамещения «Приоритет-2019» за создание движительно-рулевой колонки ДРК4500Н, которая также вошла в перечень «100 лучших товаров России».
- Сергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности филиала предприятия - НПО «Винт»: интересуют его новые разработки и их применение в судостроении?
- НПО «Винт» является Головным филиалом «Звёздочки». С вхождением в 2007 году в состав Центра судоремонта наряду с «Опытным заводом «Вега» из Боровска был создан мощный перспективный комплекс по проектированию и изготовлению пропульсивных систем. Благодаря синхронной работе и пониманию вектора развития данной техники обеспечивается полный цикл создания «пропульси» от научно-исследовательских работ и проектирования до изготовления опытных и далее поставочных, в том числе, серийных образцов, их гарантийного обслуживания и ремонта.
В порядке импортозамещения НПО «Винт» расширяет типоразмерный ряд движительно-рулевых колонок, к настоящему времени предприятием создана движительно-рулевая колонка мощностью 1200 кВт (ДРК1200), предназначенная для применения на судах смешанного «река-море» плавания.
Причём при проектировании ДРК учтён не только собственный опыт разработки средств активного управления судами, но и результаты анализа аналогичных изделий лучших мировых производителей. Отработка и оптимизация гидродинамических обводов ДРК выполнены совместно с «Крыловским центром», что позволило добиться максимальной пропульсивной эффективности движителя.
Разработка прошла полный комплекс испытаний, включая испытания в натурных условиях на номинальную нагрузку в большом опытовом бассейне филиала «Вега», и сертифицирована российскими морским и речным регистрами. В настоящее время НПО «Винт» приступает к серийному изготовлению этой колонки и готово обеспечить поставку изделий на строящиеся суда смешанного «река-море» плавания.
Ещё одним динамично развивающимся направлением деятельности НПО «Винт» является осуществление комплексных поставок пропульсивного оборудования. Предприятие выступает интегратором отечественного судового оборудования, выстраивает кооперационные связи с производителями двигателей, редукторов, уплотнений, а также электрооборудования. Правильный подход к выбору оптимального пропульсивного комплекса (двигатель - движитель) может существенно снизить уровень эксплуатационных затрат судовладельца, определяемых расходом топлива, стоимостью технического обслуживания и ремонта. Кроме того, проектанту и заводу-строителю судна всегда удобнее работать с одним поставщиком, отвечающим за весь пропульсивный комплекс в целом.
Принимая во внимание ужесточение экологических требований к морской технике, НПО «Винт» выполняются работы по внедрению систем электродвижения, в первую очередь в области подводной робототехники, а также прорабатываются пропульсивные комплексы с двухтопливными главными двигателями, работающими на природном газе.
Помимо этого, предприятием активно развивается тематика водомётных движителей, применяемых, в том числе на маломерных прогулочных судах. Разрабатываются новые типоразмеры водомётов, а при изготовлении их элементов применяются высокотехнологичные методы производства: высокоточное литье, обработка на многокоординатных центрах, аддитивные методы производства и пр.
- Какое влияние на деятельность головного предприятия оказала пандемия?
- Несмотря на ограничения, профилактические мероприятия и другие неблагоприятные обстоятельства, связанные с пандемией, нам удалось, во-первых, удержаться в установленных графиках работ, а, во-вторых, не допустить взрывного роста заболеваемости среди работников.
При этом надо отметить, что предприятие закупало тесты для проведения исследований и проводило тестирование работников, вне зависимости от наличия симптомов. Очевидно, что говорить о разрешении проблемы с вирусом ещё преждевременно. Поэтому все организационные и технические мероприятия, направленные на предотвращение инфицирования работников, продолжают выполняться и по сей день.
- Какие, например?
- Прежде всего масочный режим и его обеспечение. Дефицита в средствах защиты работники не испытывают. Вторым важным мероприятием стало максимально возможное разведение потоков людей на предприятии. Завод переведён в трехсменный режим работы, разнесены по времени рабочие графики, на всех объектах с массовым пребыванием людей разделены точки входа на объект и выхода из него. Проводится обязательная термометрия. Введён ряд ограничительных мер карантинного характера для работников, прибывших из-за границы, и для командированных на наше предприятие работников сторонних организаций. Ограничены командировки работников, производственные совещания переведены в дистанционный формат. Эти и другие меры обеспечиваются контрольными мероприятиями, выявляющими нарушения введённого режима. К выявленным нарушителям применяются меры дисциплинарного характера.
- Насколько негативно сказались внешние санкции на графике выполнения заказов, есть ли отставание по срокам, за счёт каких ресурсов решается данная проблема?
- Центр судоремонта под санкциями, лёгшим на российские предприятия по инициативе ряда зарубежных государств, находится уже пять лет. Достаточный срок для того, чтобы привыкнуть жить в этой новой парадигме. Тема санкций для «Звёздочки», необходимо отметить, должна рассматриваться в двух аспектах: выполнение работ в рамках гособоронзаказа – ремонт и модернизация кораблей российского подводного и надводного флота, и строительство новой техники, в том числе гражданской. По первому аспекту санкции никоим образом не повлияли на ход выполнения контрактных обязательств, во втором случае нам пришлось плотно войти в программу импортозамещения. При строительстве судов спецназначения на основе базового проекта 20180 с введением санкционной политики некоторые иностранные производители оборудования вынуждены были отказаться от проведения пуско-наладочных работ своей техники и несения гарантийных обязательств. Частично эту неожиданную проблему мы решили, самостоятельно обеспечив ввод в строй зарубежного оборудования и его испытания, что и привело в итоге к успешному завершению работ и сдаче заказов.
«Основная нагрузка последствия санкций легла, в первую очередь, на проектанта – ЦМКБ «Алмаз»
Основная нагрузка последствия санкций легла, в первую очередь, на проектанта – ЦМКБ «Алмаз». Ему пришлось перерабатывать бОльшую часть документации под текущие реалии, искать аналоги оборудования, заниматься перепланировкой помещений, магистралей трубопроводов и энергосхем в уже построенных корпусах судов. Это неизбежно вызвало задержки в графиках постройки, мы понимали, что уйдём вправо. Удачное «обновление» изначальных проектов в части импортозамещения и успешные решения по вводу в строй уже установленных систем и оборудования позволили нам успешно передать заказчику морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв», а следом океанографическое исследовательское судно «Академик Александров».
Следующий морской транспорт вооружения «Академик Макеев», близнец «Ковалёва», будет достроен вовсе без использования оборудования фирм и компаний, попадающих под санкции.
Как можно заметить, программа импортозамещения способствовала ускорению разработок отечественных производителей оборудования, особенно сложного, современного, высокотехнологичного. «Звёздочка» приняла в этом самое активное участие. Как я уже отмечалось ранее, винто-рулевые колонки на «Академике Макееве» спроектированы и изготовлены Центром пропульсивных систем верфи вместо импортных, изначально предусмотренных проектом. Успешное выполнение этого задания дало возможность нашим винтообработчикам уверенно выходить на рынок проектирования и изготовления винто-рулевых движителей под индивидуальные требования заказчика.
Этот и другие материалы считайте в новом выпуске журнала «ПортНьюс»4(36)/2020