• 8 октября 2020

    Интервью с главой «Газпромбанк Лизинг» Максимом Агаджановым о перспективах лизинга судов




    Газпромбанк Лизинг второй год подряд не сбавляет обороты по лизингу морских и речных судов и занимает топовые позиции в рэнкинге РА «Эксперт РА». Как ей это удается и какой подход пропагандирует лизинговая компания в работе с клиентами судоходной отрасли, «ПортНьюс» рассказал Максим Агаджанов, генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг».

    - Максим Анатольевич, «Газпромбанк Лизинг» недавно профинансировал поставку многоцелевого буксира «Финвал» для Морской спасательной службы. Есть ли планы и дальше развивать лизинг в сегменте вспомогательного флота?

    - Реализованная нами сделка по поставке буксира «Финвал» в лизинг стоимостью $6,7 млн для Морспасслужбы была непростой и достаточно специфичной в рамках работы с компаниями отрасли. Судно принадлежит к сектору оффшорного флота [ред.: суда специального назначения], а его приобретение осуществлялось по условиям конкурсной закупки в электронной форме по ФЗ №223-ФЗ. Это и есть ответ на ваш вопрос. Все-таки это единичный случай, поскольку суда оффшорного сектора не используются в грузовых или пассажирских перевозках. В случае с «Финвалом» судно будет эксплуатироваться для буксировки аварийных судов, ликвидации нефтепродуктов, патрулирования и прочих нужд. 

    Финансирование буксира для «Морспасслужбы» в целом стало продолжением успешно начатой в прошлом году стратегии «Газпромбанк Лизинг» по развитию финансовой аренды в сегменте водного транспорта. Сделка, как и сама судоходная отрасль, являются капиталоемкими. Поэтому лизинг в данном случае обеспечит устойчивый баланс активов и расходов лизингополучателя, снижая финансовые риски.


    "Лизинг обеспечит устойчивый баланс активов и расходов лизингополучателя, снижая финансовые риски"


    - Каков объем заключенных «Газпромбанк Лизинг» новых сделок в 2020 году? Какие из них самые значительные?

    - По результатам первого полугодия 2020 года мы реализовали несколько сделок по лизинговому финансированию судов стоимостью 0,75 млрд руб. Сделки в данном сегменте небольшие, но закрывают растущую потребность во флоте российских судоходных компаний на взаимовыгодных для всех сторон условиях. Кроме этого мы, безусловно, ведем работу и по крупным проектам, связанным с обновлением флота. Это сделки длительного характера и, возможно, они перейдут на 2021 год.

    - Какие изменения произошли в портфеле компании по итогам работы в первом полугодии 2020 года?

    - В целом мы стремимся к диверсификации лизингового портфеля и сдержанному риск-аппетиту, поэтому итоги первого полугодия текущего года говорят сами за себя. Лизинговый портфель Группы «Газпромбанк Лизинг» вырос на 12% и практически достиг рекордных 255 млрд руб.

    За первые шесть месяцев 2020 года мы снизили долю высокорисковых активов железнодорожного сегмента в лизинговом портфеле на 26 процентных пункта. Дальнейшую диверсификацию видим в наращивании объемов финансирования в том числе по лизингу морских и речных судов. Сегодня мы занимаем третье место в данном направлении среди более чем 100 активно работающих лизинговых компаний. Это хороший результат.

    - Какие сложности существуют в работе с судоходными компаниями?

    - Сложностей как таковых нет. Просто надо искать гибкие подходы для финансирования клиентов судоходной отрасли, т.к. в зависимости от типа судна отличается и структура финансовых потоков бизнеса. Кроме того, необходимо учитывать особенности оценки ликвидности данных объектов. Мы все это умеем, поскольку за семь лет, что работаем с судоходными компаниями, нарастили экспертизу и опыт в структурировании лизинговых сделок морских и речных судов.


    "Надо искать гибкие подходы для финансирования клиентов судоходной отрасли"


    - Отразился ли коронакризис на вашей работе с компаниями отрасли?

    - Безусловно, мы наблюдаем, как скорректировалась деятельность судоходных компаний в первом полугодии. Из-за введенных ограничений отрасль водного транспорта также оказалась под ударом. Так, грузооборот морских портов России за январь-август 2020 года сократился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 544,2 млн тонн. В частности снизился грузооборот сырой нефти на 12% и нефтепродуктов на 2%, что сказалось на выполнении запланированных объемов грузоперевозок и на получении новых контрактов.

    Однако при анализе последствий пандемии, важно учитывать специфику рынка морских и речных перевозок. Например, рынок арктических грузоперевозок почувствовал падение незначительно, только с точки зрения увеличения сроков транспортировки груза. Причина – ввод антиковидных процедур в портах и статистика это подтверждает: грузооборот морских портов Арктического бассейна сократился на 9% за 8 мес. 2020 года. В речных перевозках своя ситуация, там все зависит от сезона. А пик сезона, в перевозке в первую очередь зерна, попадает на осень.

    Как мы видим, не все сегменты показали в первом полугодии 2020 года положительную динамику. Но сейчас уже наблюдается постепенное восстановление. По прогнозам Минэкономразвития РФ ожидается, что объем грузоперевозок морским транспортом в России в 2020 году вырастет почти на 10% до 20,3 млн тонн, а грузооборот – 38,4 млрд т-км (+5,1%).

    Мы стараемся учесть текущие последствия пандемии в транспортной отрасли. Готовы обсуждать детали сделки с максимальной выгодой для клиента, не забывая о собственных рисках. Но, опять же, повторюсь, у нас сдержанная риск-политика.


    "Мы стараемся учесть текущие последствия пандемии в транспортной отрасли"


    - В каких проектах вы принимаете участие сегодня? Что думаете по поддержке проектов строительства морских сооружений, освоения шельфа?

    - Мы смотрим на развитие Северного морского пути, на инфраструктурные проекты, проекты газовых и нефтяных месторождений. Отдельно работаем с компаниями, ведущих деятельность на шельфовых месторождениях. В данном случае речь идет о лизинге не только транспортно-буксировочных судов, но и судов специального назначения для строительства конструкций. С нашей точки зрения, освоение шельфа – это одно из потенциально перспективных направлений, которое можно финансировать с применением лизинговых инструментов.

    - В прошлом году «Газпромбанк Лизинг» реализовал самую крупную сделку по лизингу судов в своей практике. Стоимость сделки составила 16 млрд руб. Есть в разработке что-то похожее сейчас?

    - Для команды «Газпромбанк Лизинг» реализация данной сделки в 2019 году стала уникальным опытом. Мы смогли предложить клиенту выгодные условия финансирования, а также нарастили собственную отраслевую экспертизу по структурированию сложных сделок. Сейчас наша компания ведет диалог с рядом крупных клиентов для реализации похожих лизинговых сделок. Как только профинансируем, сразу сообщим вашему и иным профильным изданиям.

    - Рассматриваете ли вы сегмент пассажирского транспорта? Круизные суда?

    - На этот вопрос стоило бы ответить «нет», но есть несколько важных факторов, на которые стоит обращать внимание при работе с сегментом. Во-первых, речь идет о сложно окупаемом активе, особенно, если мы говорим про новое строительство. Второе, надо смотреть на текущие тенденции на мировом рынке. Цены на морские круизные суда рухнули в пандемию колоссально, рынок просел и когда восстановится полноценно сложно сказать. Сегодня самое лучшее время для покупки активов. При правильном структурировании сделки «Газпромбанк Лизинг» готов смотреть проекты по приобретению круизных судов в лизинг.

    - Готовы ли вы финансировать оборудование и технику для портов?

    - Мы анализируем возможности по лизингу портовой инфраструктуры. Вероятно в новом году мы более глубоко изучим данное направление.

    - Какие перспективы для развития отечественного судоходства дает операционный лизинг? Какие сегменты наиболее подходят для него, и какие планы у «Газпромбанк Лизинга»?

    - Мы полноценно работаем в сегменте финансового лизинга, в том числе и по судам. При этом изучаем вопрос операционного лизинга. Это интересное направление для работы с судоходными компаниями, но, думаю, мы подойдем к нему еще не скоро.

    - Какова роль господдержки в сфере лизинга водного транспорта и морских сооружений? Необходимы ли по вашему мнению дополнительные меры поддержки?

    - Как мы видим, существующие меры поддержки по субсидированию лизинговой ставки и реализации программы по утилизационному гранту активно используются судоходными компаниями при строительстве нового флота. На субсидирование выплаты процентов по лизингу в судостроении в 2020 году выделяется 3,8 млрд руб. и на льготный лизинг уже направлено 27 млрд руб. Это реально работающий и действенный механизм. Но мы также видим, что темпы замены устаревшего и списываемого флота незначительны. Возможно эффективной мерой стала бы отмена НДС по лизинговым сделкам морских и речных судов…


    "Эффективной мерой стала бы отмена НДС по лизинговым сделкам морских и речных судов"


    - Каким образом вы конкурируете с лидерами лизинговой отрасли по финансовой аренде морских и речных судов? Что можете предложить своим клиентам в качестве альтернативы?

    - Как и в любом другом сегменте нам приходится конкурировать с другими крупными лизинговыми компаниями и у нас это получается. По всем основным сегментам бизнеса мы входим в первую пятерку или занимаем лидерские позиции. В области водного транспорта работают не все лизинговые компании, но конкуренция присутствует. Поэтому мы предлагаем клиентам, как правило, комплексный подход с учетом временных рамок, стоимостных условий, специфики их бизнеса и особенностей оценки рисков. Кроме этого, основу нашего бизнеса составляют люди. У нас одна из лучших на рынке команда экспертов, которая старается закрыть все потребности клиентов.

    Подготовил Виталий Чернов.


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен