Ледокольное топливо поделили
В нынешнюю зимнюю навигацию в порту Санкт-Петербург ледокольная проводка судов впервые осуществляется полностью под контролем ФГУП «Росморпорт» (петербургский филиал). Не только сами ледоколы сменили своих владельцев и перешли в ведение «Росморпорта», но и поменялся поставщик судового топлива для работающих в порту ледоколов. По результатам конкурса, впервые проводимого в Москве, право бункеровать петербургские ледоколы получила нефтяная компания «ЛУКОЙЛ-Нева», входящая в структуру ЛУКОЙЛ Банкеринг Групп.
На порты посмотрели из Москвы
В предыдущие годы конкурс на поставку судового топлива ледоколам проводился Морской администрацией порта Санкт-Петербург. В этом году открытый одноэтапный конкурс был проведен в Москве, в головном офисе «Росморпорта». Причем конкурс прошел сразу по семи филиалам компании: Архангельск, Санкт-Петербург, Астрахань, Таганрог, Енисей, Новороссийск и Темрюк-Кавказ.
Тендерная комиссия, ввиду ее отстраненности от региональных компаний, в этом году должна была оказаться абсолютно непредвзятой, ведь в Москве не знают игроков петербургского бункерного рынка. Однако получилось, что в этом году привилегии получили крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании, поскольку столичному чиновнику они кажутся наиболее надежными. Из пяти заявок, поданных на конкурс бункеровочными компаниями Петербурга, победителем выбрана «ЛУКОЙЛ-Нева». Практически неизменный с 1998 года поставщик судового топлива для ледоколов -«Балтийская бункерная компания» проиграла.
В эту зиму в петербургском порту работают 9 государственных ледоколов: арктического класса «Ермак», «Капитан Сорокин» и «Адмирал Макаров» и портовые ледоколы «Мудьюг», «Семен Дежнев», «Иван Крузенштерн», «Капитан М. Измайлов», «Капитан Зарубин» и «Капитан Плахин». Согласно условиям конкурса, в период до 1 мая 2005 года победитель обязан обеспечить поставку не менее 17,5 тыс. тонн флотского мазута Ф-5 и 10,01 тыс. тонн дизельного топлива MDO. «Это топливо будет поступать в Петербург с нефтеперерабатывающих заводов в Перми, Нижнем Новгороде и Ухте», - комментирует заместитель генерального директора «ЛУКОЙЛ-Нева» Дмитрий Рулевский.
Не будет ли перебоев?
Вопрос бесперебойных поставок флотского мазута для ледоколов является основным. Как отметил в интервью ИА «ПортНьюс» генеральный директор «Балтийской бункерной компании» Александр Головизнин, флотский мазут «достаточно дорогой и очень специфичный, поскольку имеет ограниченный круг использования». Если обычное судовое топливо стоит в среднем около 4 тыс. рублей за тонну, то цена на флотский мазут колеблется в пределах 7-8 тыс. рублей. Кроме того, зачастую на рынке нефтепродуктов флотского мазута просто нет, в связи с тем, что спрос на него не велик. «Завозить заранее большие объемы флотского мазута на нефтебазы, не имея четких гарантий сбыта, не выгодно, - поясняет Головизнин. - Реальную потребность ледоколов в топливе предугадать невозможно, все зависит от погодных условий». В этом году, как оказалось, работы у ледоколов в Петербурге не слишком много. «Интенсивность эксплуатации ледокольного флота сейчас слабая, - говорит генеральный директор ЗАО «Портовый флот», обеспечивающего технический менеджмент ледоколов, Олег Кобелев. - Заявленные объемы мазута могут не понадобиться».
Один поставщик - много рисков
Кобелев так же высказывает опасения в бесперебойности снабжения топливом ледокольного флота: «Узурпация одной компанией этого рынка в конечном итоге может вылиться в императивные проблемы. В целом, выбор единственного поставщика судового топлива для ледоколов резко повышает риски, связанные с провалом логистики поставок горючего. На мой взгляд, для повышения надежности снабжения судов, а так же для избежания возможных технологических разрывов необходимо как минимум три поставщика». То есть, по мнению Кобелева «Росморпорту», как владельцу ледоколов, целесообразнее было бы диверсифицировать риски, выбрав одного основного поставщика и распределив квоты на поставку топлива между другими поставщиками.
ЛУКОЙЛ аппелирует к опыту
В то же время «ЛУКОЙЛ-Нева» не сомневается в том, что срывов в поставках судового топлива ледоколам в этом году не будет. В компании подчеркивают наличие большого опыта работы на рынке бункеринга. «Мы ежемесячно реализуем около 30 тыс. тонн бункерного топлива, причем за последний год объемы наших продаж возросли как минимум на 20%», - говорит Дмитрий Рулевский. По его словам, флотский мазут будет поставляться с военной базы в Ломоносове, либо с РПК «Высоцк ЛУКОЙЛ-II». Естественно, что сами ледоколы заходить в Ломоносов не будут, топливо к ним на борт будут перевозить либо собственные суда-бункеровщики компании «ЛУКОЙЛ-Нева», либо бункеровщики, нанятые по договору баржинга (скорее всего у того же ЗАО «Портовый флот»). Собственный бункеровочный флот у «ЛУКОЙЛ-Невы» насчитывает на сегодняшний день 6 единиц.
Погода поможет
Перевод ледоколов в ведение «Росморпорта» вряд ли коренным образом повлияет на работу самого порта. При этом новый метод отбора поставщиков ледокольного топлива скорее всего приживется. Возможно, используя опыт этой зимы, тендерный отдел ФГУП «Росморпорт» в будущем году внесет некоторые коррективы в методику проведения конкурсов на поставку судового топлива в зимнюю навигацию. В любом случае, погода в этом сезоне помогает новому собственнику ледокольного флота.