Белорусские нефтепродукты: кому они нужны?
Власти Белоруссии вновь подняли тему с переориентацией своих грузов из портов Прибалтики на порты России. В настоящее время речь идет о нефтепродуктах. Однако экономика вопроса такова, что с финансовой точки зрения это может оказаться невыгодным либо Белоруссии, либо России.
На фоне политических событий, происходящих внутри страны и реакции на них со стороны прибалтийских государств, власти Белоруссии вновь подняли тему, обсуждаемую на протяжении уже многих лет: о переориентации белорусских грузов из портов стран Балтии в Россию.
В первую очередь речь идет о нефтепродуктах: мазуте, нафте и дизельном топливе. По оценкам «ПортНьюс», их совокупный объем оценивается в 8-10 млн тонн в год. Принять его на себя, теоретически, могут порты Усть-Луга и Большой порт Санкт-Петербург («Петербургский нефтяной терминал»).
Так, терминал «Усть-Луга Ойл» может взять как мазут, так и светлые нефтепродукты, часть «светлого» объема возможно переваливать через другой усть-лужский терминал «Портэнерго». «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) мог бы принять на себя часть мазута.
Доставка нефтепродуктов из Белоруссии может осуществляться по железной дороге. Однако если взглянуть на карту, становится очевидным, что по сравнению с латвийской Клайпедой, «крюк» в Ленинградскую область получается весьма внушительным, к тому же дополнительное расстояние придется проходить и по морю. В этом изначально и состоит вся проблема: чтобы подобная логистика была целесообразной с экономической точки зрения, РЖД придется делать огромную скидку на перевозку для белорусов. По нашим оценкам, порядка 70-80% от обычного тарифа. В ходе предыдущих переговоров, по нашей информации, речь шла максимум о 50% скидке. Если же делать столь внушительный дисконт, то российским железнодорожникам придется работать, фактически, себе в убыток. А если не делать – убытки будут считать белорусы.
Как прокомментировал «ПортНьюс» председатель совета директоров ПНТ Михаил Скигин, оценивать вероятность перенаправления потоков нефтепродуктов с белорусских НПЗ в российские порты на Балтике сложно. «Что касается коммерции и логистики, то российские порты уже имеют опыт перевалки белорусских нефтепродуктов и смогут эффективно обработать экспорт в полном объеме», - полагает глава стивидорной компании.
В связи с этим отметим, что морским терминалам, конечно, дополнительные объемы – дополнительные деньги, однако они неплохо себя чувствуют и без белорусских нефтепродуктов и достаточно загружены. Например, часть объемов из Усть-Луги, скорее всего, придется переориентировать в Приморск, чтобы освободить мощности для белорусов.
Так, по данным аналитического отдела «ПортНьюс», грузооборот нефтепродуктов в портах Балтийского бассейна России в I полугодии 2020 года вырос на 13% в сравнении с соответствующим показателем прошлого года - до примерно 37,6 млн тонн. Объем перевалки нефтепродуктов через Большой порт Санкт-Петербург при этом вырос на четверть, на такую же величину возрос грузооборот нефтепродуктов в Приморске. В Усть-Луге рост по нефтепродуктам составил 6%, в Высоцке 1%.
Вот и получается, что если все же будет принято соответствующее политическое решение, то оно приведет к убыткам либо для белорусской стороны, либо для российской. Ситуации Win-Win здесь пока не вырисовывается.
Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен