• 18 августа 2020

    Как построить востребованные международные транспортные коридоры?

    В последнее время все больше внимания уделяется развитию транспортной инфраструктуры и международных транспортных коридоров (МТК). Российскому экспорту и международному транзиту нужны надежные альтернативы текущим маршрутам. Эта тема будет поднята и в ходе XV Международного форума по развитию транспортных коридоров TRANSTEC (ТРАНСТЕК, 14-16 сентября 2020 года). Один из экспертов-участников предстоящей конференции поделился с ИАА «ПортНьюс» своим видением вопроса.

    Государство в лице Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных федеральных агентств, смежных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и крупных отраслевых компаний с государственным и частным участием в капитале активно работает над созданием эффективных конкурентных инструментов для страны на мировом транспортном рынке. Попробуем разобраться что может предложить каждый из нас для того, чтобы внести свой вклад в решение общеотраслевой задачи.

    Не так давно, общаясь с иностранным коллегами, мне задали интересный вопрос: «Какая у вас лично и у транспортной отрасли BHAG (Big hairy audacious goal)?» В русской интерпретации это звучало бы так: «Какие у вас долгосрочные амбициозные цели?»  Ответ на вопрос, казалось бы, очевиден и четко сформулирован в Майских Указах Президента России (О национальных целях и задачах развития страны на период до 2024 года), в Комплексном плане развития магистральной инфраструктуры (КПМИ), в иных отраслевых программах и концепциях развития.

    Все мои коллеги по транспортной отрасли отчетливо понимают задачи по необходимости усиления транспортно-транзитного потенциала и транспортной инфраструктуры страны, по повышению производительности труда и цифровизации отрасли, по развитию качественно новых продуктов и транспортной безопасности России. Когда каждому из нас задают подобный вопрос, я уверен, ответ понятен сам собой, с точки зрения отраслевого подхода. Но как же выглядит этот BHAG для каждого из нас, ведь пути к одной и той же цели могут сильно отличаться и правильное целеполагание обеспечивает максимальный результат. Я сформулировал для себя это следующим образом

    Ключевыми элементами создания единой эффективной сбалансированной транспортной экосистемы являются: инфраструктура, IT, R&D (Research and Development, НИОКР), производство, эксплуатация и единая цифровая среда (Bi). Нет сомнений в качественных шагах по созданию эффективной транспортной инфраструктуры, в исследовательской работе и развитии современных производств (продуктов), в наличии и развитии крупных сервисно-логистических провайдеров. Мне хотелось бы обратить внимание на вызовы, которые находятся в плоскости развития трансграничной цифровой среды, формирования мультимодальных перевозок с нормативной точки зрения (интермодальные перевозки по единому транспортному документу), производство (локализация) критических транспортных активов и международный транзит.

    Идеальная услуга

    Каждый из нас пользуется в жизни услугами различных компаний в транспортной отрасли. Перед тем как купить услугу мы формируем свои ожидания относительно результата. Цена, качество, безопасность, скорость, комфорт. Мы готовы поступиться чем-то, но не всем. Мы понимаем, что при оказании услуг по транспортировке в рамках международного транспортного коридора необходимо фиксировать итоговую стоимость и гарантировать время перевозки.

    С точки зрения повышения привлекательности МТК, внимание следует уделить трансграничным операциям. Создание единого комплекса программных продуктов в морских и железнодорожных пунктах пропуска позволит повысить прозрачность, эффективность и скорость прохождения товаров. Популярный термин «Единое окно» уже немного не соответствует действительности. Сейчас речь может идти только о создании цифровой экосистемы пункта пропуска за счет объединения программных продуктов государственных контролирующих органов, стивидоров, РЖД, морских линий, речных и автомобильных перевозчиков, экспедиторов и декларантов. Европейские коллеги называют эту экосистему PCS (Port Community System).

    Международные морские линии эффективно строят и используют программные средства, позволяющие осуществлять мониторинг за перемещением груза и товара. У стивидоров развитые программные комплексы контроля и оперирования портом (TOS, ERP, CRM и т.д.). РЖД имеет на вооружении современные программные средства. Объединив все составляющие в единое целое на базе единой цифровой экосистемы, государственные контролирующие органы получат возможность осуществлять все необходимые операции и проводить анализ документов еще до прибытия груза в порт или на пограничную железнодорожную станцию, что позволит свести необходимое время на прохождение товара в пункте пропуска к исключительно технологическому (т.е. время на осуществление технологических операций с грузом).

    Вот одна из задач, которые нам необходимо решить в самое ближайшее будущее, и чем мы активно занимаемся в диалоге с Минтрансом, ФТС, Россельхознадзором и смежными государственными контролирующими органами. Развитие ведомственного плана «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), включающего PCS, создаст необходимые основы для формирования цифровой экосистемы и контроля баланса транспорта страны.

    Шаг за шагом

    Нормативное закрепление мультимодальной перевозки или единого транспортного цифрового документа (накладной) уже широко применяется в железнодорожных транзитных перевозках. Сложнее, когда используется несколько видов транспорта - груз приходит морем, встает на авто, потом на железную дорогу и выходит из страны морем. Единый транспортный документ – это необходимый шаг на пути повышения эффективности транспортной системы.

    Международный грузовой транзит является одним из важнейших направлений эффективного использования географического расположения страны и элементом усиления геополитического положения. Мы наблюдаем за развитием и ростом спроса МТК Восток-Запад, Северный и Центральный Евразийские коридоры, МТК Север-ЮГ, идет масштабная работа над формированием Северного морского пути как транзитного коридора.

    Развитие транзитной государственной политики было бы желательно закрепить на нормативном уровне Федерального закона. И привлечь к этой работе все заинтересованные стороны.

     

     

     

     

    На сегодняшний день главным вопросом является необходимость ускорения документального оформления транзитных грузов в пунктах пропуска. Целесообразно было бы выступить с инициативой на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) об упрощении подходов к оформлению транзита и ускорению прохождения внешней границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) транзитных грузов (по аналогии с подходом в оформлении морского транзита).

    Для обеспечения экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС необходимо реализовать сквозной мониторинг грузового транзита граница-граница с помощью электронных пломб и иных средств контроля движения товаров, но упростить подходы к документальному оформлению. Зеленый коридор для транзита, зафиксированная стоимость и тайминг услуги позволят добавить существенных конкурентных преимуществ МТК, проходящим по территории России.

    Локализация производства контейнеров в России

    Еще одним важным действием на пути к BHAG будет является промышленная (серийная) локализация производства транспортных активов, например, всех типов крупнотоннажных контейнеров (КТК) в России, производство умных (smart) КТК, рефрижераторных КТК и тд. Основным мировым производителем КТК является Китай. Россия поставляет в Китай необходимое сырье, а возвращается уже к нам готовая продукция. В соответствии с положениями Стамбульской конвенции, на оборот иностранных КТК в России накладываются определенные ограничения, что периодически повышает стоимость позиционирования данного типа оборудования для российского экспорта и внутренних перевозок (в т.ч. рыбы), а значит и влияет на конкурентные преимущества товаров российского происхождения на международном рынке.

    Увеличение парка КТК российского происхождения придаст дополнительной динамике исполнению 204 Указа Президента. Государственная поддержка развития серийного производства судов река и река-море (при паспортной глубине водных путей) даст дополнительный толчок повышению эффективности МТК.

    Место в мире

    Не менее важным шагом в реализации BHAG является правильное позиционирование транспортной системы и МТК на мировой арене. Согласитесь, ведь принимают по одежке, а провожают по уму. Со вторым аспектом в России проблем не было никогда. А вот PR составляющую с проработкой всех элементов и ожиданий потенциальных покупателей продуктов важно усиливать. Необходимо говорить «на одном языке» с клиентом и исходить из основополагающих принципов – фиксации стоимости, времени, качества и ответственности.

     

    Создание «Russian transport routes» или АО «Российские транспортные маршруты» как агрегатора и оператора МТК, инновационного центра развития компетенций, инструмента продвижения транзитной политики и продуктов России на международном рынке стало бы качественным шагом в реализации долгосрочных амбициозных целей.

    Развитие транспорта и инфраструктуры один из важнейших стимулов развития экономики и роста валового внутреннего продукта (ВВП) России. А любая проблема и даже кризисная ситуация – это замаскированная удача. Мировой транспортный рынок будет расти, а Россия создаст еще больше конкурентных транспортных продуктов.  

    Павел Поляков
    Адепт развития транспорта России
    Председатель комитета по
    Коммерческим и правовым вопросам
    Ассоциации морских торговых портов (АСОП)

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен