В настоящее время вся туристическая индустрия в мире находится в состоянии глубокого кризиса из-за пандемии COVID-19. Мировое круизное судоходство испытывает крупнейший и беспрецедентный кризис со времен второй мировой войны. Это, в свою очередь, ведет к рекордно низким ценам на вторичном рынке пассажирских судов.
Весь мировой круизный флот, более 320 круизных судов вместимостью 550 тыс. пассажиров вынужден был прекратить работу и встать на отстой к апрелю 2020 года. Бизнес, ориентированный на 27 млн круизных туристов в год, прекратился в течение трех месяцев после начала эпидемии во всех портах мира, сообщает портал cruisemarketwatch.com . Надо отдельно отметить, что в последние 10 лет круизное судоходство в мире развивалось небывалыми темпами, рос тоннаж круизных судов и стремительно строился новый флот. В период с 2018 по 2020 год, по данным www.statista.com , было построено 37 новых круизных судов стоимостью 7 млрд евро.
В период до 2025 года запланировано строительство еще более 50 круизных судов для ведущих мировых брендов, а общая вместимость круизного флота, соответственно, должна вырасти почти вдвое и достичь 1 млн пассажиров.
Пандемия COVID-19 стала настоящим шоком для круизных операторов, так как этот кризис не имеет аналогов в истории судоходства последние 70 лет по своим глобальным последствиям.
Только террористическое нападение на США в 2001 году привело к снижению круизного судоходства за пределами американского рынка на 30-40%, эпидемии SARS в 2003 году и свиного гриппа в 2008 году в Китае практически не оказали влияния на работу отрасли в основных регионах судоходства.
В настоящее время большинство глобальных круизных операторов принадлежат компаниям из США (примерно 85% мирового флота (Carnival Corporation PLC, Royal Caribbean International, NCL Cruise Holding). Исключение составляют компания MSC Cruises и ряд небольших региональных операторов, которые зарегистрированы в Европе. С появлением нового вируса COVID-19 власти США в мае 2020 года запретили круизным компаниям принимать пассажиров к перевозке из портов США, что привело к постановке всего флота на прикол.
Из-за пандемии круизные компании вынуждены нести огромные убытки, суда стоят с экипажами в различных портах мира, их обслуживание и снабжение обходится в сотни тысяч долларов в месяц. Большинство новых судов построены на кредитные средства банков, что приводит к мультипликативному эффекту в части роста расходов при полном отсутствии выручки.
Круизники на продажу
Акции круизных компаний на мировых биржах, по оценке экспертов, снизились на 85-90% за последние несколько месяцев, и дальше у крупных компаний есть неприятная перспектива дойти до банкротства.
По данным www.businessinsider.com , потери крупнейшего оператора круизных судов Carnival Corporation PLC (оперирует флотом в 130 судов) за 2 квартал 2020 составляют $4,4 млрд. У других компаний похожая ситуация, финансовые потери приводят к увольнениям берегового персонала, остановке и отмене контрактов на строительства новых судов и, конечно, продаже и утилизации возрастного флота.
Так, месяц назад было объявлено о продаже на слом всех судов компании Pulman Tour (входит в холдинг Royal Caribbean Int). Об этом сообщает портал www.cruiselawnews.com . По данным ресурса www.cruisecritic.co.uk , компания Carnival Corporation Plc продал 13 своих судов различных брендов возрастом более 15 лет. Компания Pulmantour Cruises сдала на металлолом два больших судна. На прошлой неделе в СМИ прошло сообщение: Cruise & Maritime Voyages (CMV) разорилась.
Соответственно в настоящий момент сложилась уникальная ситуация на мировом круизном рынке в отношении возможности приобретения круизных судов отличного качества по минимальным ценам. Стоимость некоторых судов (вместимостью 1500 – 2000 пассажиров) доходила на рынке до 10 млн евро.
Привлекательность цен объясняется и тем, что стоимость металлолома на мировых рыках сейчас также минимальная, а круизные компании вынуждены продавать флот возрастом 15-20 лет.
В результате сейчас можно купить круизные лайнеры постройки 1990-2005 годов за $10-15 млн, или за 10-15% их докризисной стоимости, отмечают опрошенные ИАА «ПортНьюс» брокеры.
Паромы держатся на плаву
На паромном рынке ситуация очень похожая, но она принципиально лучше, чем в круизном судоходстве, так как пассажирские паромы могут перевозить грузы и частично восстановили трафик на европейских маршрутах.
Тем не менее, ряд операторов в Скандинавии испытывают очень серьезные трудности из-за кризиса, так как высокий сезон 2020 года уже потерян, а в низкий сезон компании работают на минимальном или отрицательном уровне рентабельности. Кроме того, крупнейшие паромные компании вводят в эксплуатацию новый флот, построенный в Китае. Этот флот с большей вместимостью и оснащен новыми двигателями на сжиженном природном газе (СПГ).
Так, например, компания Stena Line Ab объявила о закрытии линии для судна Stena Saga. Ekkoroe Line закрыла линию Birka Line. Круизный паром Birka Queen поставлен на продажу. Скидки при покупке таких судов могут достигать 50-60% от до кризисного уровня.
Выбор России
Сейчас в России активно обсуждаются варианты воссоздания туристической отрасли и отрасли морского туризма после пандемии - на Балтике, Черном море и на Дальнем Востоке. Высказываются предложения о строительстве круизного парома на российских верфях за несколько сотен миллионов долларов. Причем строительство такого судна может затянуться на несколько лет.
Однако, исходя из сложившейся в мире ситуации, может быть, стоит рассмотреть возможность покупки на рынке уже готовых пассажирских судов по минимальным ценам? В этом случае удастся выиграть время и деньги, а к моменту восстановления морского туристического рынка Россия сможет представить не только несколько хорошо оснащенных операторов, но и, возможно, создать национальную компанию для организации морского туризма из портов Российской Федерации.
Александр Когай
Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен