"Северный" поток запущен
14 мая 2008 года компания "Транснефтепродукт" торжественно запустила первую очердеь проекта "Север", предназначенного для экспорта нефтепродуктов. Проект включает в себя нефтепродуктопровод Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск и морской терминал в порту Приморск в Восточной части Финского залива, что позволяет перенаправить часть экспортного потока из зарубежных портов Балтии. В настоящее время мощность комплекса составляет 8,4 млн. тонн нефтепродуктов в год, а через десять месяцев планируется запустить дополнительные мощности, что увеличит объем перевалки до 17 млн. тонн в год. Владимир Путин, впрочем, весьма положительно оценил перспективы и дальнейшего развития данного проекта. «Если своевременно будут закончены работы по модернизации соответствующих нефтеперерабатывающих предприятий - и Киришского, и на Нижней Волге, и в Татарстане, то есть полная возможность расширить перевалочные мощности на этом терминале до 24 миллионов тонн, а это означает, что экспортные грузы, которые мы сегодня переваливаем в странах Прибалтики, будут переориентированы на российские порты», - отметил премьер-министр.
Министр транспорта Игорь Левитин заявил, что объем перевалки жидких грузов в порту Приморск планируется увеличить с 75 млн тонн до 120 млн тонн в год. Он также отметил, что в следующем году начнется строительство железнодорожного участка и железнодорожного терминала мощностью 10-12 млн тонн в год.
Отметим, что в прошлом году объем перевалки нефти через порт Приморск в рамках проекта "Балтийская трубопроводная система" составил 75 млн. тонн нефти.
Южные планы определены
Следующим пунктом визита Владимира Путина стала Усть-Луга, где он провел совещание, посвященное строительству БТС-2. Уже сам этот факт говорил о том, что порт может стать конечной точкой нового нефтепровода. Напомним, что о строительстве второй ветки БТС заговорили в январе 2007 года, когда Белоруссия объявила о намерении взимать с российских компаний пошлины за транзит нефти в Восточную Европу. Тогда Владимиром Путиным еще в качестве президента было дано поручение о проектировании БТС-2. Теперь уже будучи премьером он заявил, что экономические расчеты подтверждают большую привлекательность Усть-Луги в качестве конечной точки для БТС-2. Так, по расчетам "Транснефти", строительство трубопровода до Приморска обойдется в 91,7 млрд. рублей, а до Усть-Луги - 78 млрд. рублей. Также Владимир Путин сообщил, что строительство БТС-2 включено в генеральный план развития порта Усть-Луга до 2015 года. Кроме нефтепровода будет построен нефтепродуктопровод, по которому нефтепродукты будут поступать с Киришского НПЗ также в Усть-Лугу. Это позволит реализовать дополнительные объемы нефтепродуктов, которые появятся после завершения модернизации НПЗ. По словам председателя правительства, для загрузки БТС-2 потребуется 30 млн. тонн сырой нефти и 18-20 млн. тонн нефтепродуктов в год.
Сколько нужно нефти
Между тем, эксперты сомневаются что темпы роста добычи нефти будут соответствовать темпам строительства нефтепроводов, и что нефти хватит, чтобы заполнить все. Ведь помимо проектов в балтийском регионе, реализуется проект по строительству нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Член консультационного совета по топливно-энергетическому комплексу при полномочном представительстве президента в СЗФО, директор ГКЦ "Гекон" Михаил Григорьев отмечал, что к 2020 году нехватка сырой российской нефти для экспорта может составить около 15 млн. тонн.
Впрочем, Владимир Путин не видит проблем с заполнением БТС-2, ссылаясь на прогнозные данные, согласно которым предполагается, что добыча нефти к 2015 году увеличится на 67,5 млн. тонн относительно сегодняшнего уровня.